СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Май 25, 2009

To Linux or not to Linux

Люди, Опыт работы с ПСПО
Автор: ALT Linux

Публикуем мнение Владимира Михайлова, директора Роза-Долинской школы в Омской области, по вопросу «ставить ли в школе Linux».

Владимир Михайлов: «Попробую высказать свое мнение и мнение моих коллег из района. Постараюсь без лишней «рекламы» и «политики», только факты.

Уже почти год как в нескольких школах нашего района была установлена вторая ОС: Линукс Юниор/Мастер и Лёгкий из комплекта ПСПО. 23 апреля этого года прошел очередной районный семинар учителей информатики на базе школы, где был установлен Юниор на все 6 компьютеров в классе. Все 6 были подключены к Интернету. В этом классе велись уроки информатики в 10-11 классах (по 2 часа в неделю) и курсы Intel «Путь к успеху» (3 часа в неделю). Для чистоты эксперимента использовался только Linux (Windows оставалась для того, чтобы некоторые учителя могли работать в классе в привычной среде).

За весь год не было ни одного случая сбоя Linux, проблем с вирусами. Не менее 20 раз за это время резко отключалась электроэнергия по время запуска/работы компьютеров. При повторном включении все работало без всяких «экранов смерти» и прочих долгих тестирующих процедур, как в Windows.

За это время дети освоили большое количество программ: начиная от FireFox’a и заканчивая детскими наборами (Tux Paint, GCompris и пр.), приняли участие в нескольких сетевых проектах. Все необходимые практические работы по курсу Intel были выполнены в Linux. Адаптация прошла на редкость легко. Результаты эксперимента были доведены до учителей информатики всего района. Затем пошли вопросы/ответы.

В результате пришли к неутешительному выводу по отношению к Windows:

  1. Установка, настройка, обслуживание. Требуется много времени на установку и настройку всех драйверов, дополнительных утилит (СКФ и пр.), антивируса, который безбожно тормозит на слабых компьютерах. Это все требует времени, за которое школа не платит дополнительно.
  2. Ведение документации и отчетности. Тут, думаю, объяснять ничего не надо: об этом уже много сказано.

Общий итог: большинством принято решение о переходе на Linux. Правда, с оговоркой: нужны соответствующие курсы по первоначальной установке/настройке и работе в основных программах.

Теперь мое мнение.

Миф о трудности перехода на Linux в школах развеян. Вопрос тут чисто организационный. За год Linux шагнул еще дальше вперед. Кроме дистрибутивов из комплекта ПСПО есть и другие, которые по функционалу, набору программ и пользовательскому интерфейсу могут даже превосходить. Работал на Fedore 10, Ubuntu 8.10. Впечатления хорошие.

Вместе с тем, полностью и окончательно переходить школам на Linux пока рановато: лучше использовать две ОС на переходный период. Лично я даже считаю, что изучать нужно как минимум 3 ОС: Windows, Linux и Mac OS X. У нас такая возможность в районе есть, так как в ресурсном центре установлены Маки, на которые без особых проблем и хлопот можно установить любую комбинацию из этих ОС. Уже проверена работа пары Mac/Win XP и Mac/Ubuntu 8.10. Никаких проблем с драйверами и дополнительным оборудованием (например, Wi-Fi, тачпад, веб-камера, Bamboo). Можно и три системы одновременно поставить. Можно и виртуализацией заняться, но для этого нужна более мощная техника.

Еще одним плюсом Linux является то, что можно подобрать Live-CD и работать с ним без заморочек с разбивкой винта на разделы. Можно вообще на флэш установить дистрибутив. Да много чего еще можно делать с Linux.

И в заключение. Не беритесь судить о какой-то системе, не поработав с ней хотя бы несколько месяцев.»

Комментарии (19) к “To Linux or not to Linux”

  1. Согласен, но не совсем, насчет комбинаций ОС, ведь сама ОС нужна только для запуска программ, и смысла в параллельной работе на различных ОС в школе я не вижу. Заметьте я не призываю работать в какой нибудь конкретной ОС, это выбор пользователя, в нашем случае школы, учителя информатики.
    Да и обслуживание такой системы представляется, очень затруднительным в наших реалиях,ввиду отсутствия в большинстве школ технических работников, продвинутых учителей информатики да и администрации школ далеко до уважаемого Владимира Михайлова.

  2. Я тоже не вижу смысла в 2-х системах. Одной системы вполне достаточно для решения практически всех задач.

  3. Александр говорит:
    Май 26, 2009, 3:38 пп

    Полностью поддерживаю, хотя тестирование после сбоев электроэнергии иногда запускается, но пользователи его чаще всего не замечают за зеленым фоном (предлагаю нажать при задержавшейся загрузке). Приветствую заключение, ведь иногда приходит слушать противников СПО, которые не имеют опыта работы с ним, а только лишь доказывают его невозможность освоения по причине сложности. Графический интерфейс Linux обычные школьники осваивают за пару занятий.
    Конечно, требуется определенная подготовка по настройке оборудования.

  4. Александр говорит:
    Май 26, 2009, 3:40 пп

    (…клавишу Esc)

  5. Да, в пользовательском режиме, даже никто и не понял, что ось сменилась. Просто продолжили работу и всё. А мне намного меньше хлопот по настройке системы для урока. Год проработал и ничего не нужно менять (в смысле сносить систему, настраивать, и это не дифирамбы, это реальность).

  6. Две оси ставить нужно. У пользователя должно быть право выбора, право сравнения. Разумеется, после сбоя электропитания Линукс тоже тестирует систему (знаем про клавишу ESC), но по сравнению с Виндой это действительно незаметно.
    Сейчас занимаюсь на курсах в Региональном информационно-аналитическом центре (это там, где ЕГЭ проверяют сейчас). В кабинете плакат с символикой Линукса. Даже как-то настроение поднимается. А вот то, что на маках в Винде там занимаются — не радует вовсе. Мой ноутбук с Виндой капризничает и глючит у них в сетке:)

  7. Владислав говорит:
    Май 31, 2009, 12:13 дп

    Считаю, что детям осваивать новые ОС несколько проще, чем взрослым. Одобряю использование Свободного ПО в России. Учить нужно молодое поколение.
    (и не нужен нам какой-то там Windows) :)

  8. Евгений говорит:
    Май 31, 2009, 4:56 пп

    Цитирую автор: «…работать с ним без заморочек с разбивкой винта на разделы.» Если подобная оперция — заморочки, то лучше всего перейти на русские счеты.

  9. Шигабутдинов Альфред говорит:
    Июнь 1, 2009, 6:21 дп

    Я тоже о мифе трудности перехода. В школе Linux не пробовал — некогда, а на своём дома испытал. Проблем пока не нашёл. Жена (она в школе учителем нач. класов работает) у меня консерватор в этом плане, но офис показал — так не испугалась:). Специальной подготовки не имею, читать правда пришлось немало (может быть чего и «лишнего» хотя «лишнего» не бывает).

  10. Влад говорит:
    Июнь 1, 2009, 10:12 дп

    Никто не умаляет достоинств Линукс. Но учник придет из школы на какой-нибудь Win. Так, что мнение о 2 ОС в школе — это на, мой взгляд, минимальные требования.

  11. Александр говорит:
    Июнь 1, 2009, 3:42 пп

    «…2 ОС в школе — это … минимальные требования» (цитирую Влада). Вот именно минимальные требования, ведь никто не может сказать, какая ОС будет актуальна через 3-5 лет, когда закончат школу сегодняшние 7-8-классники. Необходимо в школе показать многообразие способов решения одной и той же практической задачи с помощью различных ОС, а не осваивать инструкции по применению строго определенной программы, тем более что через год (максимум) любое ПО точно изменяет и версию,и интерфейс. И пользователям порой все приходится осваивать заново. Не вижу проблем для применения GNU/Linux в пользовательском варианте, трудности в квалифицированном администрировании и может быть в подключении специфического оборудования с отсутствующими драйверами. Специальные программы для управленческого аппарата — это больше политическая воля, чем методические трудности (хорошо видно на примере медленного перехода на формат ODF).

  12. To Владислав
    «Заморочки» с разделами никакого отношения к счетам не имеют. Я знаю ситуацию в школах, поэтому и говорю, что для большинства это будет «заморочкой». Как, впрочем, со счетами. Я столкнулся с очень интересной проблемой при подготовке детей к ЕГЭ по информатике: дети не умеют решать столбиком, привыкли на калькуляторе. Уверен, что со счетами та же проблема: попробуйте проверить на практике.

    По сабжу. Наверное, обратили внимание, что питерская библиотека, где недавно побывал Президент, оснащена компами от Apple. У нас тоже такая тенденция прослеживается в области. Неизвестно еще, какая ОС будет доминировать. Поэтому я у себя в ресурсном центре 3 ОС поставил. И постоянно слежу за событиями. Если понадобится, то и 4 поставлю:)

  13. Александр говорит:
    Июнь 2, 2009, 7:43 дп

    Кстати, 30 мая 2009 года в школы начали отправлять комплекты «Первая ПОмощь 2.0» + пакет свободного программного обеспечения (http://shkola.edu.ru/news7.html)

  14. Евгений говорит:
    Июнь 2, 2009, 2:29 пп

    Ответ Владиславу
    Я работаю учителем информатики с 1987 года и неплохо знаю, как обстоят дела с преподаванием этого предмета в разных школах — на разном уровне. Из Вашего комментария к «счетам» напрашивается печальное заключение о работе учителей, чьи ученики за 11 лет обучения не научились самому элементарному. Мне кажется, что главной задачей любого учителя является прежде всего развитие способностей ребенка, его мышления, а не просто пересказ учебника, что, к сожалению, не редкость. Предмет информатика дает в этом плане (развития)огромные возможности. В экзаменационной работе по информатике, как Вы заметили, многие задания проверяют не конкретные знания, а именно умение мыслить. О каком ЕГЭ по информатике для упомянутых Вами учеников может идти речь?
    На мой взляд, проблемы с операционными системати вообще не существует, есть проблема с профессиональной подготовкой учителей информатики. Вы написати, что знакомы с проблемами преподавания информатики в шолах, следовательно, знаете, что многие учителя не могут выполнить экзаменационное задание, и не только задания группы С. Я знаком с такой учительницей информатики, имеющей высшую (?) категорию.
    При такой подготовке учителя, какая должна быть, конечно, не просто желательно, а необходимо, дать ученикам возможно более широкие знания, в том числе и научить работать в разных ОС. Возможно, я не прав, но в некоторых публикациях о выборе ОС видна мысль о том, что со сменой ОС изменится и качество преподавания предмета. смена ОС=волшебная палочка? Вот почему я написал о счетах.

  15. @Александр

    «никто не может сказать, какая ОС будет актуальна через 3-5 лет»

    Windows, Linux, Mac OS X

  16. Любовь говорит:
    Июнь 4, 2009, 5:23 дп

    Одной системы достаточно для себя. Для учащихся нужно много систем и разных, они должны не замечать, с какой ОС работают. Опыт показывает, что чем меньше дети, тем проще они воспринимают другую ОС. Я иногда даю задание, а операционную систему они выбирают сами. Пятиклассники выбирают Linux, 11 класс — Windows.

  17. Насчет «Возможно, я не прав, но в некоторых публикациях о выборе ОС видна мысль о том, что со сменой ОС изменится и качество преподавания предмета. смена ОС=волшебная палочка?» по моим наблюдениям за школами, за учителями,к сожалению это так. Поясню не для кого не секрет уровень школьных учителей информатики(особенно на селе), часто и ОС в школе устанавливают сами школьники, просто потому что учитель не умеет, и это процентов 90. Школьникам уже не интересно(вернее произошло, то что как говорят если ОС сделана и для дураков, то доминировать они начинают), да и дальше офисных программ, и стрелялок с гонялками в основном они не уходят. Но все таки стремление к новому к знаниям еще есть. И на этом фоне Линукс в школе имеет шанс.

  18. Raxxell говорит:
    Сентябрь 24, 2009, 7:32 пп

    Здравствуйте!!!
    У нас в школе, да и во всем районе в школах стоят Виндовозы, в августе я столкнулся с проблемой (атака вирусов). Поймал вирус, который не увидел ни Каспер, ни Доктор Веб. Пришлось искать пиратскую версию НОД32. Он только меня и спас. Но некоторые документы червяк все таки уничтожил безвозвратно. Летом получили Первую помощь 2,0 Когда увидел в ней Линукс, то в душе обрадовался, но испугался. Я ведь вообще его не знаю. И в районе никто не знает. Очень хочу его поставить на все компы, но сейчас еще пока читаю много-много про него. Сейчас пока загружаюсь с диска (Линукс Мастер). На один поставил Легкий, но в нем пока из-за отсутствия времени ни я и ни кто не работает. А может кто подскажет, где можно подучиться ОС Линукс. И я буду его продвигать у нас в районе. Большое спасибо за внимание.

  19. Владимир Черный говорит:
    Сентябрь 25, 2009, 10:45 дп

    Raxxell, вы даже не сказали в каком вы регионе, поэтому ответ весьма общий.
    Вместе с дисками с линуксом к вам пришел и диск с методическими материалами — начните с них, особенно с книги Курячего — очень много поймете именно по системе и перестанете боятся. Кроме того совсем недавно вышла книга В. Волкова Линукс Юниор: Книга для учителя — очень рекомендую (http://shop.altlinux.ru/index.php?categoryID=559), если у вас используется Мастер или Юниор.

Оставьте комментарий