СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Март 3, 2011

Опыт по организации сети класса на базе Альт Линукс 5.0 Школьный

Опыт работы с ПСПО, Территория ПСПО
Автор: ALT Linux

Когда-то уже давно, учительница информатики МОУ СОШ №1 г. Электосталь Московской области купила в офисе ALT Linux коробочку со школьным комплектом. Вчера мы получили от Ирины Владимировны Кульбацкой такое письмо (авторский текст полностью сохранен)…

Мой опыт по организации сети класса на базе Альт Линукс 5.0 Школьный

Внедрила (сама), установила (сама, вопреки всем обстоятельствам), работаю, обещала написать.
Вот теперь пишу.

Технические параметры все стандартные. Дистрибутивы тоже, поэтому тут больше будет моих организационных моментов и просто личного опыта.

О себе — учитель информатики 1 категории в обычной общеобразовательной школе.
Возраст — 52, образование — МГУ, химфак.

О технике и ПО:
Было до СПО: класс 10 ПК под XP + ноутбук с XP + сервер (просто большой ПК) Win2003 лицензионный с 10 подключениями. Централизованная база пользователей, централизованные ресурсы, регулирование прав доступа и т.д. (В школе общей сети нет, сервера тоже).
Такое было далеко не в каждой школе. Спасибо личной помощи одного хорошего специалиста, установил сервер, наладил безвозмездно в свои выходные — а дальше сама, иногда — консультации по телефону.
Я не знаю, как существуют другие педагоги без централизованного контроля, без авторизации пользователей, иногда даже без централизованной раздачи материала, а еще совсем иногда и без работающей сети вообще. Какой смысл в изучении современных технологий работы с информацией в отсутствии инструментов управления этими технологиями и пользователями технологий? Свободная работа с информацией — это прежде всего ответственность за все то, что ты делаешь (т.е. авторизация в первую очередь!!!!), надежность работы, а у нас… Никуда не могу спрятать свои эмоции, ничего тут не сделаешь.

Готовимся к переходу на СПО
Срок заранее был известен, ждать помощи от наших изредка приходящих специалистов по техобслуживанию нет смысла. Каждый вопрос в классе надо решать оперативно — значит, надо устанавливать все самой.

Ставлю администрацию в известность, что июнь посвящаю этому переходу. «Конечно», сказала администрация — и добавила 1) работу по обслуживанию ППЭ (на каждом ЕГЭ), 2) установку программы по печати аттестатов и работу с этой программой. Хорошо, что классные руководители все данные вносили сами. — Вот так всегда достается учителю информатики… безвозмездно.

Но я до отпуска урвала три свободных дня и поставила сервер (4 раза!!!) и 3 рабочие станции (мастер, юниор, даже ubuntu ставила. Остановилась на Юниоре по техпараметрам). Отпуск — это хорошо, но столько недоделано, надо в июле подойти на пару дней, чтобы потом в августе все успеть…. А в июле — жара, в классе дышать нечем. Отдыхаем. На Кольском — свежий воздух и никакой жары…

Август — мне показали письмо с описанием коробочной версии. Хорошо. Попробую уговорить руководство, надо же будет ставить сервер, тут мне без помощи специалистов по техподдержке не обойтись. Деньги выделили, и я получила коробочку.
А до этого изучала чужой опыт. В августе посыпались «внедренческие сказки» на freeschool — читала и облизывалась. Как к какой –то немолодой учительнице (ну совсем как я!!!) приехала команда добрых молодцев и лихо за один день все установила — и оно ах как красиво заработало. Просто слезы умиления и зависти катились из глаз. Хотелось поднять руку высоко-высоко и крикнуть «и мне! И мне!!! ну пожалуйста». А потом я думала — а как же эта счастливица будет дальше-то работать — добры молодцы далеко. При внедрении новых технологий вопросов всегда много.
Да, кстати, ни в одном рассказе этих выдающихся безкорыстных внедренцев не было слов о сервере. Воткнуть станции — это полдела. А управлять классом?. Через кабинет информатики у нас в школе (630 человек) проходит еженедельно примерно 280 человек. Неавторизованный пользователь в школе — это потенциальная безответственность и «шаловливые ручки». Да, локальные профили спасают, скажете вы. Ой, как это ненадежно. Да, пока я не выловила всех проблем с сервером, работала через локальные профили. 18 штук на каждой машине. И научила всех менять себе пароли. Дети спрашивали — за­чем? А я отвечала — ты дом на ключ закрываешь? Твоя личная информация — твое богатство и твоя ответственность.
На самом деле я, наверное, слишком резко отозвалась о ребятах, ставящих СПО в школах. Если они не сделают, все совсем застрянет. С работой справятся немногие. Просто обслуживание техники, формирование школьной сети, методическая поддержка не обеспечивается бюджетом. Возможно, мой рассказ кому-то поможет не бояться трудностей и все сделать своими руками. Оплаты и зарплаты за это не дают, это тоже надо понимать. (Один бывший ученик пришел, когда я все это ставила и сказал — да вы хоть представляете, сколько стоит такая работа?)

Установка и эксплуатация.
Кроме http://freeschool.altlinux.ru/, много читала форумы, но это мало помогает. Важнее всего при установке:

  • резервные копии и дистрибутивы того, что ранее надежно работало
    чтобы было куда отступить, если что-то не получится
  • подготовленная техника (все р/ст пропылесосила, протестировала винты и память)
  • распечатала мануалы по установке, каждую строчку прочитывала скрупулезно и делала все четко по описанию, чуть что — звонила своему специалисту (он спец по винде, но мне помогал с удовольствием — говорил, я с тобой опыт свой расширяю). Здесь важно было понимание целей и общих параметров сети, класса, каждой станции — задачи одинаковые в винде и СПО.
  • наличие оплаченной годовой техподдержки в составе коробочной версии греет душу и иногда неплохо помогает ( но чтобы им задать вопрос — доллжен работать класс и интернет в нем — а это не сразу получается)

Некоторые важные моменты:
Сервер в комплекте рассчитан с 2 сетевыми картами, а у меня одна — все равно все получилось и работает.
До установки и сервера, и станций надо четко знать все параметры сети. Посмотрите инструкцию по установке и сервера, и р/ст — там есть скриншот со всеми требуемыми параметрами.
Станция ставится 30-40 минут, сервер — 10-15 минут.

Еще пригодились книжка Мартынова по организации сети класса (вышла 31 августа, по- моему!), хотя не все делала как у него сказано (сетевая подсистема, рекомендованная им, не использовалась). Мои шаги точно соответствовали тому, что дано в мануале к дистрибутиву. Но объяснения от Мартынова очень хорошо помогают во многих местах.

Что получила к началу учебного года:
На р/ст установлен Юниор, работают все программы, есть доступ в интернет

На сервере — Школьный сервер

НО!!!!

Проблемы с авторизацией.
Принято решение — работаем с локальными профилями
Причина сбоев авторизации найдена через 1,5 месяца упорного труда и общения с техподдержкой — это компьютеры с ОС Vista в кабинете английского языка.
Техподдержка (спасибо им за терпение!!!) говорила: где-то у вас что-то мешает серверу. Наверное в сети есть еще сервер. Ну нету в школе другого сервера, зато есть чудо техники и ПО — кабинет английского языка с вистой.
Как только я обнаружила, что дело в нем, помог выдернутый хвост из свитча в классе — и все заработало как надо. Поживем пока без Интернета.
За неделю завела всех учеников. После каникул раздала всем логины. На share выложила материалы к урокам в папках по классам.
Ура!!! Я молодец. Собрала городской семинар. Поделилась опытом, показала класс в работе — все слушали.

А интернет тоже нужен.
Ну пока детки пишут программки, строят таблички, графики, делают презентации, лучше, если их ничто не отвлекает. Интернета им дома достаточно. А мне? А отдельные уроки с поиском информации нужны по плану обязательно?

Поставили роутер до свитча в классе. К роутеру идет хвост от свитча из учительской. Т.е. роутером класс отгорожен в отдельную подсеть, чтобы ничего не мешало. Все, теперь интернет в классе есть. Деткам, чтобы руки не чесались, включаю интернет, только когда есть конкретная учебная задача.

Что в школьном комплекте хорошо и что не совсем.

  1. Не хватает перемещаемых профилей — за учениками нужен контроль. Но я уже привыкла без этого, тоже вполне нормально можно вести учебный процесс.
  2. Слишком много сред разработки. Реально надо в 2-3 раза меньше. Пускай лучше поставят те, кому они реально нужны.
  3. Много полезных материалов на диске с методической поддержкой. Очень пригодился материал по базам данных. Автор — Бурнашева А. В из Казани, одна из победителей конкурса «Код свободы»
  4. Не хватает методичек и хэлпов в Пиктомире, и т.д. и т.п.
  5. Как прекрасно идет из-под wine среда «исполнители» К.Полякова, algo_rus и Паркетчик В.Петрива (а всего этого нет в дистрибутиве). Ну не нравится мне КУМИР. Считаю эти среды понятнее, удобнее, есть хэлп, есть практикумы. Как всегда в линуксе, приходится во всем самой разбираться.

    Алгоритм: запускаем командную строку wine. Закрываем черное окошко, получили папку wine_c, в которую кладем экзешник, запускаем его wine’ом — и все!!!!! Никакой freepascal и прочий КУМИР не нужен.

    Вот в трех строчках написала, а сколько перечитала, и нигде такого описания нет. Уважаемые создатели дистрибутива — поясняйте хотя бы некоторые вещи попроще, учителя не боги, у нас просто времени не хватает все , что знает Курячий и К прочитать и постичь.

  6. Захотелось использовать moodle и wiki. Все уже есть на сервере. Но ведение базы учеников, заданий, курсов — отдельная очень трудоемкая работа, на которую у реального учителя в обычной школе нет времени. Попробовала, оказалось — moodle — не по зубам.
  7. А вот вики-практикум — взялась и сделала.
    Использовала эту технологию для создания копилки задач, решений и разборов задач, домашних заданий с краткими конспектами по теме. Подключила 2-х учеников для заполнения пока 3-х разделов. Дальше будет больше. Но и то, что есть, уже обкатываю на реальных уроках.
    Планирую всех прогнать через создание и редактирование вики-страниц (доклады и презентации-то отдельные дети делают!)

Ну вот. Первая часть моего опыта рассказана. Поработаем еще, расскажем, наверное, больше. В целом школьный комплект СПО создает ощущение удобства и надежности работы.

Если мой опыт нужен, пишите на irina_kul@mail.ru. Расскажу, что смогу.

Комментарии (25) к “Опыт по организации сети класса на базе Альт Линукс 5.0 Школьный”

  1. Снимаю шляпу.

  2. 0. Оклад системного администратора небольшой фирмы..
    1. Про КуМир: мне он тоже сначала не понравился, интерфейс неудачен, что ли? Но у него есть два больших плюса:
    1.1. версии под Линукс и вин идентичны, т.е. скинуть ученикам на флешки и смелее выполнять дом. задания. Все-таки без дом. заданий качество обучения неэффективно.
    1.2. Система постоянно в развитии и имеет достаточно развитую систему программирования.
    1.3. По вики — здорово! Вот прейдет комиссия по аккредитации или лицензированию и спросит: «А где ваши ТСО? (технические средства обучения) и УМК — учебно-методический комплекс»?
    А Ирина Владимировна ответит: «Мною разработана Интранет-викисистема ‘Практикум по школьной информатике!'». И комиссия, которая имеет представление об информатике только из РТР-реклам о загадочных и все умеющих ай-подах, пожмет плечами и добавит: «вот бы еще кактусы поставить возле каждого компьютера..» :-)
    С наступающим праздником Весны — Ирина Владимировна!

  3. Да, забыл.. Ирина Владимировна, подавайте заявление на высшую категорию, а АльтЛинукс напишет рекомендацию? :)

  4. aen говорит:
    Март 4, 2011, 4:24 пп

    От Альта — любые рекомендации Ирине Владимировне и другим таким учителям.

  5. Поздравляю с наступающим праздником!
    Еще одно доказательство того, что было бы желание!
    Удачи!

  6. А если была лицензия на Windows server и всё прекрасно работало, зачем переводили его на Linux?
    В терминальном Windows-сервере есть много плюсов: например, если нужно показать ученикам какую-нибудь программу, работающую исключительно под Windows. Linux-машины так же могут авторизоваться через него. Да и перемещаемые профили можно организовать

  7. Ирина Владимировна говорит:
    Март 5, 2011, 10:04 пп

    Спасибо всем за оценку моего труда.
    Олегу: про вики — именно так уже и случилось, отклики комиссии были примерно такими, вы прекрасно понимаете ситуацию. Другого я и не ждала. К сожалению, за последние годы работы учителем информатики привыкла делать все вопреки, а не благодаря…
    Но лягушка-то не утонула потому, что сбила масло!!!

  8. Андрей говорит:
    Март 5, 2011, 10:18 пп

    Коллеги, чему радуемся? в очередной раз прочитал об успешном опыте БОРЬБЫ с alt-linux. Все статьи учителей на этом сайте — тому подтверждение В своей школе мы давно и успешно работаем только в Линуксе, но это — не альт. Желаю разработчикам Альта успехов, но общеизвестные, поддержанные мировым сообществом дистрибутивы пока удобнее и совершеннее. И в альте нет ничего эксклюзивного. Увы!

  9. Владимир Черный говорит:
    Март 9, 2011, 10:50 дп

    Андрей, вы видимо читаете ровно то, что хотите прочитать. Борьба была с собой, а не с системой :) Главное самому понять, что можешь, и Ирина Владимировна это сделала, за что ей огромное спасибо.

  10. Ирина Владимировна говорит:
    Март 9, 2011, 6:34 пп

    Андрею:
    Лицензия на сервер и 10 подключений в течении почти 3-х лет позволяла вести работу в классе грамотно и надежно с авторизацией пользователей. Кончились лицензии на р/ст, 10 подключений — не хватает подключить учительский ноутбук. Был подготовлен школьный комплект от Альта — вот я все это оценила и поставила.
    Здесь нет БОРЬБЫ с Альтом, а есть СОТРУДНИЧЕСТВО и поиск решения.
    Проблема не в Альте или другом дистрибутиве, а в ОСТРЕЙШЕЙ нехватке в школе кадров для внедрения, сопровождения техники и ПО. Нет за такие деньги, которые выделяет бюджет, идиотов для ведения грамотной работы, а есть запредельная эксплуатация учителей информатики.
    Поэтому рекомендую Андрею сходить в свою школу или в школу, где учатся его дети, и там наладить все безвозмездно, то есть даром.

  11. >В своей школе мы давно и успешно работаем только
    >в Линуксе, но это – не альт

    У нас аналогичная ситуация. Когда мы выбирали дистрибутив, установив последнюю версию, мы обнаружили, что файлы справки из главного меню открываются в текстовом редакторе, а не в браузере, как должны. Вроде бы мелочь, легко исправить, а впечатление о дистрибутиве подпортила очень сильно.

    Авторам дистрибутива желаю успеха, надеюсь, что через пару лет ваш дистрибутив по качеству будет ничуть не ниже, чем та же убунту.

  12. aen говорит:
    Март 10, 2011, 10:20 пп

    Александр, можно уточнить: файлы справки из главного меню какого приложения?

  13. не приложения, системы. точно уже не помню, но там были ссылки на html-вские страницы. версия системы, если не ошибаюсь, была 5.0.0. Обновлений тоже не было.

  14. aen говорит:
    Март 11, 2011, 12:17 дп

    Александр, а когда вы выбирали дистрибутив, помните? Откуда скачивали? Обновления у нас появляются чуть ли не раньше официального выхода релиза. Может быть, это была ранняя бета-версия?
    Я нисколько не хочу поставить Ваши слова под сомнение, просто вот таких нареканий я еще не слышал. Буду рад, если у Вас найдется время попробовать дейтсительно свежий релиз комплекта.

  15. oleg говорит:
    Март 11, 2011, 7:03 пп

    Недавно на ученическом ПК вылетела система (работала с 1 сентядря, диск разбит на 3: своп, корень и home), переустановил в корень, и приятно удивился — даже пиктограммы на рабочем столе «восстановились». Потом вспомнил, desctop(Рабочий стол) храниться же на home :)
    В общем, всем учителям при установке советую делить диски именно так, система переустанавливается за 30 минут..
    p.s. это первый случай вылета Альт-системы в нашей практике..

  16. Поэтому рекомендую Андрею сходить в свою школу или в школу, где учатся его дети, и там наладить все безвозмездно, то есть даром.

    Ирина Владимировна!
    У нас в школе как раз всё налажено и работает как часы, но повторюсь, это — не Альт, а более надежный, и, главное, более ПРОСТОЙ в управлении дистрибутив Linux. Недавно был на всероссиской конференции «Информационные технологии в образовании», которая проходила в Архангельске, и рассказывал о своем опыте использования СПО. К моему удивлению, работа в секции привела меня к выводу, что АльтЛинукс сформировал у многих учителей негативное отношение к СПО вообще.
    Из всей линейки дистрибутивов АльтЛинукс мы успешно использовали только старенький АлтьЛинукс Терминал 4.0. Он действительно оказался продуманным и надежным, но уже устарел. Все остальные дистрибутивы нас разочаровали. У нас ведь нет знаний разработчиков, чтобы с ними справиться. Мы не смогли, в том числе и с помощью службы плддержи, поэтому выбрали то, с чем справились без особых затрат времени и нервов. Изо всех сил стараюсь быть патриотом, поэтому желаю российским разработчикам успехов. Верю, что мы будем работать в российской ОС. Но сегодня тратить своё свемя на борьбу с собой и системой я не хочу. Тем более, что, как правильно заметили коллеги, всё это делается бесплатно.

  17. aen говорит:
    Март 14, 2011, 8:24 дп

    Андрей, так в чем же проблемы, в чем не помогла поддержка? Можно ссылку, рассказ на форуме о технических деталях? Чем проще другой дистрибутив, какой? Нам же важно знать это, чтобы совершенствовать наши продукты.

  18. Хорошо, попытаюсь объяснить свои «претензии » к Альт. Мы работали в одном из классов на Альт 4 терминал. Долго ждали пятой версии но в первом ее выпуске ветка меню «образование» была абсолютно пустой. Как учитель после этого будет относиться к разработчикам ШКОЛЬНОГО дистрибутива? Справедливости ради скажу, что потом это исправили,но осадок остался. И пятый терминал работает очень медленно на терминалах. Вы вкючили туда даже видеоредактор kdenlive. Но мы не смогли работать в пятом терминале.
    Далее.
    Система меню кашеобразна и не очень логична.
    Монтирование дисков, подключение папок и образов дисков с репозиториями и многие другие действия администратора надо бы сделать доступными из графической оболочки, надо сделать что-то подобное панели управленя в Windows, как это сделано, например в Linux openSUSE (парамеры администратор YAST). Опытным администраторам конечно удобнее и быстрее работать из командной строки, но не забывайте — в школах их нет!!! И детально разбираться с командной строкой будут единицы. Это очень тормозит внедрение Альта в школы. По этой же причине (сложность настройки и необходимость очень многое делать из командной строки) я не могу рекомендовать установку Альта на домашние компьютеры учителям и ученикам. Некоторые пробовали, но ВСЕ позже перешли на убунту или сьюс или еще чего-нибудь. Вообще, хорошо бы при установке и действиях администратора система бы сама давала подскази для не очень искушенных в большинстве случаев учителей. Типа: сейчас мы сделаем то-то и то-то, это надо для того-то и того-то, вы можете это сделать и позже так-то и так-то. Если не не понимаете, для чего это нужно, то сделайте так-то. Я конечно утрирую. Но приведу конкретный пример. Средняя школа в деревне, 90 учеников, 30 компьютеров. Информатику ведет биолог по образованию. Разве сегодняшний Альт (имею в виду систему) поможет ей чем-то?
    Далее. Медленно и редко обновляется система. Альт отстает от мировых дистрибутивов по крайней мере на несколько месяцев по моим ощущениям. Для Open Source это очень важно.
    Ну и личное. Хотелось бы иметь и такой вариант — Сама система на отдельном СД с возможностью выбора вариантов установки и все образовательное ПО на отдельном ДВД, чтобы можно было выбрать при его установке только необходимые вещи. Желаю успеха!

  19. aen говорит:
    Март 14, 2011, 4:23 пп

    Андрей, а Вы видели Центр управления системой — Alterator?
    Что же касается обновления системы, то взгляните на текущие версии приложений. Что там старого?
    Ну, не понравилось и ладно, всяко бывает. Но все же кажется, Вы не совсем внимательно читали документацию.

  20. Ну, может быть, но по тому дистрибутиву, который я использую сейчас, и не надо было никакой документации, все интуитивно понятно. Были, конечно, проблемы, но благодаря огромной интернет-поддержке сообщества, они решаются без дополнительной документации. Поймите. Нам не подходит система, которую надо подробно изучать, мы не системные администраторы, а, прежде всего, учителя. Ни в одной школе нашего района, например, нет ставки не только системного администратора, но и техника. Максимум — что-нибудь (очень мало) доплачивают учителю информатики или за эти суперденьги зовут кого-нибудь со стороны, но по линуксу специалистов нет совсем!!! Вы ведь сами видите — тяжело приходит Альт в школы, поэтому надо что-то делать.
    Конечно я видел Центр управления в Альт, не лукавьте .. это не YAST. Упрощайте управление системой, все должно быть понятно за монитором, а не из чтения документации. Иначе Альт будет внедряться также медленно, как сейчас, только благодаря энтузиастам, которые, кончно же, всегда в России были и будут, но ведь их немного. Я не голословно говорю. Наши ученики сами выбирают себе систему для дома, линуксоидов становится больше, но и они и их родители выбирают не альт (впрочем и не всегда ту, которую мы используем в школе), хотя мы предлагали им дистрибутивы Ваши, и самые последние релизы Альта у нас есть, но … выбирают другое после знакомства. Никто не хочет изучать. Все хотят систему — установил и работай!. Надеюсь, это временно. Извините за резкость, но в нашей школе работает лаборатория информационных технологий, Мы давно занимаемся СПО и находимся в курсе того, что происходим. И каждый новый дистрибутив Альта тоже тестируем — а вдруг понравиться? Но пока нам понравился только старенький альт 4 терминал, он до сих пор стоит в одном классе, но мы его почти не используем — устарел уже. Вы говорите — не понравилось и ладно, но ведь дело не только во мне. Статистика — вещь упрямая.

  21. Здесь http://alug.org.ru/ добровольцев искать не пробовали ?

  22. Ирина Владимировна говорит:
    Март 20, 2011, 4:04 пп

    Еще раз к выбору дистрибутива.
    Я тоже сначала поставила Ubuntu по совету сына. Но поняла, что не справлюсь с комплексом проблем. С одной р/ст справлюсь, а сервер, сетевые ресурсы, авторизация пользователей, … НЕгде больше было взять комплексное готовое решение. А внедрять другое — нет того, кто в этом поможет, нет кадров в школах и не будет, т.к. государство это не интересует.
    Альт — наверное, не идеал, но добротная вещь, вот я и не ищу приключений.
    Конечно, хочется сделать систему более легкой за счет выбора образовательных программ при установке, слишком много не используется.
    По поводу командной строки — есть небольшой перечень действий, которые требуются в работе учителя и которые выполняются из командной строки. Описания этих действий не хватает в мануалах к школьному комплекту. Мне помогла книга Мартынова, о которой я упоминала.
    Не каждый учитель это может? Вот тут я бы сказала — надо бы им научиться, учитель информатики должен такие вещи осваивать — такой у нас предмет. Мне немного до пенсии, я справилась, другие, которым это не под силу, уже не отвечают требованиям современного учителя информатики, по-моему.

  23. oleg говорит:
    Март 21, 2011, 7:22 пп

    Ирина Владимировна, можно вопрос?
    Вы заканчивали педагогический вуз или иной?
    p.s.
    Кстати, серьезные пожелания «о нехватке кактусов» услышал на днях, когда устанавливал новые компьютеры с AltLinux в библиотеку колледжа :)

  24. Ирина Владимировна говорит:
    Март 22, 2011, 11:30 пп

    МГУ химфак

  25. oleg говорит:
    Март 23, 2011, 6:12 пп

    Что и требовалось доказать :)
    Извините, что спросил..
    p.s. когда работал в школе, то выявилась закономерность — более-менее подготовленных учеников готовили учителя с классическим техническим образованием, были у нас и с авиационного вуза, и архитектурного.. Теперь работая в педагогическом колледже, кажется понимаю в чем причина — студенты педучреждений большее время изучают не сами предметы, которым будут обучать школьников, а в «второстепенные» — педагогика (разросшаяся в мыльный пузырь), психология (зачастую подменяющая практический/жизненный опыт), философия, методика. В общем формой заменили содержание, что ли?
    p.s. сегодня получил книжки AltLinux: Python Хахаева (очень интересный автор) и «Компьютерная сеть кабинета информатики» (Задорожный, Мартынов). Подумалось, а ведь мы сегодня, в какой-то мере, участвуем в обновлении(спасении?) науки под названием — фундаментальная школьная информатика :)

Оставьте комментарий