СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Июнь 30, 2011

Контентная фильтрация в школе (Часть 1)

Методические материалы
Автор: Владимир Черный

Вечно актуальная в школе тема контентной фильтрации… Самое время обсудить, обдумать и настроить эту систему сейчас, до начала учебного года. Обсуждение этой темы начал Дмитрий Коновалов, специалист технической поддержки компании «Интэком», осуществляющей внедрение Альт Линукс в школах Алтайского края.

Контентная фильтрация в школе (Часть 1)

В свете предоставления образовательным учреждениям высокоскоростного доступа к сети Интернет актуальным является организация контролируемого доступа учащихся и сотрудников школы к ресурсам всемирной паутины, а также фильтрации нежелательного контента.

Рассмотрим какие же способы организации контентной фильтрации доступны образовательным учреждениям.

  1. Локально на каждом персональном компьютере.
  2. Программа-фильтр устанавливается на компьютере, контролирующему доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров школы, входящих в локальную сеть образовательного учреждения.

Первый способ, несомненно, очень трудоемок и усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить пользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с ПК.
Схема локальной сети кабинета информатики без использования котролируемого доступа в сеть Интернет
Схема локальной сети кабинета информатики без использования котролируемого доступа в сеть Интернет

Второй способ требует от системного администратора более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам сети Интернет ни одна машина не может миновать программу-фильтр, установленную на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов нужно в единственном числе.

Схема локальной сети кабинета информатики с использованием контролируемого доступа в сеть Интернет
Схема локальной сети кабинета информатики с использованием контролируемого доступа в сеть Интернет

Рассмотрим второй способ более подробно. Такой способ позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет всех сотрудников и учащихся образовательного учреждения через один общий канал.

В соответствии с требованиями надзорных органов руководители многих образовательных учреждений пришли к выводу о том, что необходима:

  1. организация разграничения прав доступа к ресурсам сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети образовательного учреждения;
  2. фильтрация трафика на основе «черных» и «белых» списков;
  3. ведение электронного журнала работы пользователей в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на основе отчета о работе прокси-сервера.

«Белые списки» — подразумевают перечень ресурсов, доступ к которым разрешен. Несомненно, что «Белые списки» для образовательного учреждения должны содержать только те ресурсы, которые отвечают образовательным задачам школы.

«Черные списки» — подразумевают перечень ресурсов доступ к которым запрещен.

Какое-же программное обеспечение выбрать для организации контролируемого доступа в сеть интернет? Интернет изобилует предложениями о программах, для фильтрации трафика, но в большинстве своем это коммерческие решения, требующие покупки дорогостоящих лицензий. Также такое ПО предполагает установку на ОС Windows, что в свете перехода образовательных учреждений на СПО не совсем актуально.

Но зачем же покупать то, что и так уже есть у школы? А именно:

  1. Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер.
  2. Прокси-сервер squid /предустановлен в Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер/.
  3. Программа для фильтрации трафика redirector, способная обеспечить различный уровень доступа пользователей, фильтрацию контента на основе «черных» и «белых списков».
  4. Генератор отчетов работы прокси-сервера SARG (Squid Analysis Report Generator) — позволяет создавать электронный журнал работы пользователей в сети Интернет автоматически.

Таким образом образовательные учреждения имеют полный набор средств и инструментов, для организации контентной фильтрации.

Продолжение следует…

Оригинал статьи Д. Коновалова.

Полезные материалы:

Комментарии (4) к “Контентная фильтрация в школе (Часть 1)”

  1. Александр говорит:
    Июнь 30, 2011, 3:38 пп

    Тема очень актуальная. Хотелось бы в продолжении увидеть подробное и последовательное описание практических действий по настройке фильтрации. Спасибо.

  2. Paromova Svetlana говорит:
    Июль 1, 2011, 7:40 пп

    Спасибо за выложенный материал, он действительно, очень актуален.
    С уважением, Паромова С.Я.

  3. Марина говорит:
    Июль 2, 2011, 7:07 дп

    Добрый день! Это тема волнует многих. Однако версий ОС великое множество. Мне удобнее работать с Xubuntu 10.10 Может быть кто-нибудь подскажет как быть в этой ситуации?
    Всего доброго.

  4. Алексей говорит:
    Июль 4, 2011, 11:40 дп

    Марина, не важно какая у вас версия ОС, все браузеры умеют ходить в интернет через прокси-сервер

Оставьте комментарий