Каковы преимущества и недостатки миграции на СПО в школах?
ЧаВоАвтор: ALT Linux
Преимущества:
- Полная легальность при использовании как в школе, так и дома.
- Можно делиться программами с учениками, учителями, родителями без опасений быть обвинёнными в пиратстве.
- Высокая стабильность системы.
- Защищённость СПО от вирусных атак.
- Доступность значительного объёма качественного прикладного свободного ПО.
- Возможность, при желании, глубоко разобраться в системе.
- Возможность доработки в соответствии с пожеланиями школы.
- Ответственная поддержка. Доступ к исходным текстам программ в тесном сотрудничестве с разработчиками позволяет не обходить проблемы, а реально решать их.
- Возможность участия учеников и школьных учителей в международных проектах, связанных с разработкой приложений для школ.
- Возможность поставить второй операционной системой.
- Комплект ПСПО содержит все необходимые программы для изучения информатики в школе, а также программы для преподавания алгебры, геометрии, физики, химии и других предметов в старших классах.
Недостатки и пути их устранения:
- Большой объем унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности.
Все будет хорошо:
Свободное программное обеспечение, входящее в пакет ПСПО, полностью покрывает весь спектр программ, необходимых для обучения информатики, а некоторые программы создают весьма острую конкуренцию своим проприетарным аналогам. Так например, свободный интернет-браузер Firefox занимает 37% мирового рынка средств доступа в Интернет, а свободный офисный пакет OpenOffice.org, по последним оценкам, 20% рынка домашнего использования офисных пакетов. Как правило, лучшие образцы свободного ПО являются кроссплатформенными, что позволяет осуществить переход на новую среду плавно и безболезненно. Единственное программное обеспечение, с которым могут быть проблемы – это обучающие программы, разработанные в последние годы в России практически исключительно для платформы Windows. Однако большая часть из них может быть запущена в GNU/Linux с использованием средств эмуляции, а остальные могут быть доработаны с минимальными потерями, так как основным в этих программах является содержание, которое не зависит от типа операционной системы. - Привычка пользователей к работе только под MS Wndows.
Все будет хорошо:
Прошло много времени с тех пор, как под Linux работали лишь в командной строке. Сейчас отличия между программами под Windows и под Linux, которые может заметить пользователь, сравнимы с отличиями между разными версиями текстового редактора. Кроме того, стоит вспомнить о том, что школьное образование предназначено для того, чтобы прививать базовые основы работы и способность к самообучению, а не для запоминания расположения кнопок. - Небольшое количество методических и учебных материалов по работе с Linux.
Все будет хорошо:
В настоящее время в рамках государственного контракта разрабатывается комплект методических материалов по ПСПО. Кроме того, учителя, разделяющие подход к совместной разработке и распространению материалов под свободной лицензией, объединяют усилия в создании учебных курсов и методических пособий. Таким образом, за короткое время при небольших финансовых затратах будет создан набор весьма эффективного дидактического и методического материала.
Май 23, 2008, 10:44 дп
Все расписано хорошо, на практике не все так гладко.
Безусловно, согласен со многим, но вот попытка самостоятельно скачать дистрибутивы прошла с полным крахом. Все 4 ISO-файла (Юниора и Лайта) скачались битыми (не совпадают контрольные суммы). На это ушло более 2 недель. Другого способа получения дистрибутива для школы не из пилотных регионов я не обнаружил. Может, есть какая-то рассылка, пусть и платная?
Теперь о другом. Кем будет осуществляться внедрение Линукса в школы? Наивно полагать, что по приказу все сразу станут линуксоидами. На мой взгляд, нужно срочно создавать сеть учебных центров, потому что самостоятельно (с книжкой, Интернетом) выучиться Линуксу большей части педагогов (не только учителей информатики) будет не под силу. Действующий форум поддержки очень слабый. Если государство не создаст такие учебные центры, то переход на СПО просто провалится, потому что M$ (и не только) достаточно будет снизить цены на свои продукты и сделать несколько шагов в отношении открытости кода, и у Линукса еще меньше шансов будет.
Интерфейс Линукса, конечно, похож внешне на Виндовый, но вот стиль работы совершенно другой. Поэтому надеяться, что переход будет безболезненным не стоит.
Да и по поводу методики под СПО есть опасения, что это пока только лозунг, потому что методику нужно не только разработать, но и перевести в программый код. А это две разные вещи, потому что пока методист не станет разбираться хорошо в возможностях Линукса, никакой программист за него хорошей тематической образовательной программы не напишет. На это нужно время. И не малое. А учить детей и работать нужно здесь и сейчас.
У Линукса нет аналогов Fine Reader, есть проблемы с 1С, с уже имеющимся ПО под Винду. На решение этих проблем тоже нужно время и средства.
Вывод: если государство серьезно отнесется к внедрению СПО и будет реально финансировать не только разработчиков, но учебные центры (без «откатов»), то шансы будут. В противном случае будет просто очередная шумиха и «эксперимент».
Май 23, 2008, 2:42 пп
Вот на пример в Твери и Тверской области наша организация готова, начать внедрение СПО в школах,и даже сможем сделать учебный центр в Твери. Также по просьбе можем дат дистрибутивы.
Май 23, 2008, 7:30 пп
Замечатально, что в Твери есть энтузиасты.
Дистрибутивы Линукса мне уже пообещали, буду ждать с нетерпением. Если смогу за лето освоить основу Линукса (а такое желание имеется), то буду помогать остальным. У нас в Омской области создается сеть районных ресурсных центров. На мой взгляд, эти центры могли бы как раз помочь в освоении Линукса педагогам и всем желающим.
Май 25, 2008, 11:43 пп
Я уже несколько лет занимаюсь СПО у себя в школе. Трудности были и есть, но в основном они связаны с костностью мышления (как у педагогов, так и у детей). На самом деле ПО, входящего в состав AltLinux Junior 4, вполне достаточно даже для углубленного изучения информатики, и говорить о том, что нет FR и других программ, мне кажется некорректным, т.к. во-первых их изучение необязательно, во-вторых есть подобные программы, в-третьих они коммерческие.
Май 26, 2008, 8:10 пп
К сожалению, компьютер в школе не только для преподавания информатики, но и для управленческой деятельности и документооборота. Поэтому говорить об этом не только корректно, но и необходимо для того, чтобы убедить разработчиков в целесообразности написания подобных программ под Линукс. Пусть и платных.
Май 28, 2008, 5:59 пп
Всё сразу бывает только по-щучьему велению… У себя в школе Линуксом постепенно вытесняем Windows. Класс компьютерный — на ALT, бухгалтерия на Win, учителя — 50 на 50 примерно, некоторые переходят на Линукс, те, которых вирусы замучали. Некоторые возвращаются на Винду. Главное, что процесс идёт…