СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Июнь 9, 2008

Почему школам выгодно использовать терминальные решения

Опыт работы с ПСПО, ЧаВо
Автор: Алексей Русаков

Тема локальных сетей с «тонкими» и «толстыми» клиентами уже стала практически вечной в отрасли информационных технологий. Достоинства и недостатки использования каждого из подходов неоднократно обсуждались на просторах Интернета, в зависимости от технологической «моды» и конкретных условий выбирается тот или иной подход.

В применении к школам ситуация, с моей точки зрения, вполне определённая: терминальные решения (которые являются одной из реализаций концепции «тонкого клиента») предпочтительны для школ независимо от колебаний «моды». Ниже я объясню, почему.

Традиционная одноранговая сеть

Начнём от противного. На сегодня традиционным является объединение компьютеров школы в одноранговую сеть, в которой все компьютеры равны и более-менее одинаковы по выполняемым функциям. Такая организация даже в рамках одного компьютерного класса, не говоря уже о школьной сети, функционально несостоятельна. Компьютеры учителя и ученика выполняют разные задачи, и организация сети должна это отражать и поддерживать.

Нежелательные следствия этой традиции таковы.

  1. На каждом из компьютеров установлен достаточно стереотипный набор (как правило, пиратского) программного обеспечения.
  2. Первичной настройкой, установкой обновлений, сопровождением ПО на каждом из компьютеров приходится заниматься индивидуально; решения, в рамках которых производится массовая настройка или установка ПО, требуют специальной квалификации администратора либо специального ПО, которое стоит денег.
  3. Системные требования к каждому из компьютеров соответствуют тому ПО, которое на нём выполняется, то есть каждый компьютер должен быть полноценной рабочей станцией с достаточным объёмом ОЗУ, достаточно мощным процессором и т.д.
  4. Несмотря на возможность передачи данных через сеть обычно ученикам приходится либо из урока в урок работать на одном и том же компьютере, либо носить свои данные на портативных носителях (будь то флоппи-диск или флешка, подключаемая через USB-порт).

Список можно продолжать.

Давайте найдём решение, которое избавлено от вышеперечисленных недостатков.

Клиент-серверная организация сети

Как уже было сказано, компьютеры учителя и учеников выполняют разные задачи, поэтому вместо одноранговой организации сети для школьного класса применим клиент-серверную, сделав учительский компьютер сервером, а ученические — клиентами. Далее мы рассмотрим несколько решений, упорядоченных по убыванию «толщины» клиентов.

Сетевые каталоги

Для начала попробуем размещать все данные учеников на учительском компьютере в каталоге, разделяемом по сети. Можно пойти дальше и разместить там же общее ПО, запуская его непосредственно с сетевого диска. Как такое решение помогает справиться с недостатками одноранговой организации?

  1. Прикладное ПО больше не дублируется.
  2. Обновлять его теперь нужно лишь на одном компьютере. К сожалению, это не относится к операционной системе, её придётся обновлять на каждом ученическом компьютере.
  3. Системные требования к ученическим компьютерам практически те же, что и в случае одноранговой сети.
  4. Проблема хранения пользовательских данных решается полностью.

Несомненное достоинство этого решения — простота: если у вас есть одноранговая сеть, перенести данные и даже многие программы на сетевой диск не составляет труда.

Веб-клиенты

Другим возможным решением может быть использование веб-клиентов в качестве ученических компьютеров. В последнее время веб-технологии развились до такой степени, что в обычном браузере можно выполнять многие задачи офисно-учебного толка. При этом резко возрастает общая безопасность системы (особенно если на ученических компьютерах действительно можно будет пользоваться только браузером) и надёжность клиентов (ломаться почти нечему).

  1. Прикладное ПО находится на сервере и предоставляется в виде веб-приложений.
  2. Обновление этого ПО не составляет проблемы, но остаётся вопрос обновления операционной системы и вдобавок браузера.
  3. Памяти веб-клиентам нужно немного, но мало-мальски сложные веб-приложения активно используют скрипты для динамической обработки веб-страниц. Соответственно, возрастают требования к мощности процессора.
  4. Если хранить пользовательские данные на сервере, нужно предоставлять (опять-таки в виде веб-приложения) интерфейс для работы с файлами на сервере. Недостатки хранения пользовательских данных на клиентской стороне уже упоминались.

К сожалению, этот вариант оказывается едва ли не хуже предыдущего. Веб-приложения, даже самые мощные, не могут составить конкуренции по гибкости, удобству и производительности настольным приложениям. Слабые места в виде пункта 3 и отчасти пункта 2 остаются. А самое главное, далеко не для всех настольных приложений можно подобрать аналогичное веб-приложение. К примеру, пока не существует веб-реализации графического редактора, эквивалентной GIMP.

Терминальные решения

И, наконец, рассмотрим терминальные решения. Все данные и ПО хранятся на сервере, на клиентских компьютерах может даже не быть жёсткого диска, а небольшая ОС, необходимая для работы клиента, загружается с сервера по сети при каждом запуске.

  1. На этот раз действительно всё ПО хранится на сервере. Дублирование инсталляций сведено к нулю.
  2. Даже если вам нужно обновить какой-то компонент ОС в «тонком»
    клиенте (крайне редкое явление), это нужно сделать всего один раз, после чего перезагрузить класс. Сопровождение компьютерного класса при этом сводится к сопровождению всего одного компьютера.
  3. Системные требования к терминальным клиентам экстремально низкие. Бездисковая станция с 32 Мб памяти прекрасно справляется с задачей.
  4. Все данные по определению хранятся на сервере.

При внедрении терминального решения нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, возрастают требования к серверу. Однако, как оказывается, для комфортной работы за 12-ю терминальными клиентами одновременно достаточно терминального сервера с частотой процессора в 2 ГГц и памятью меньше 2 Гбайт. Во-вторых, к надежности сервера предъявляются повышенные требования: если он выходит из строя, весь компьютерный класс перестаёт функционировать. Это плата за централизацию, которая с лихвой окупается получаемыми выгодами.

И напоследок, важное условие: для того, чтобы воспользоваться преимуществами терминальных классов, все ученические компьютеры должны выполнять идентичные функции. В подавляющем большинстве случаев так оно и есть. Именно благодаря этой специфике школьных компьютерных классов терминальные решения оказываются наиболее эффективными, удобными и дешёвыми.

Комментарии (11) к “Почему школам выгодно использовать терминальные решения”

  1. Андрей говорит:
    Июнь 9, 2008, 7:50 дп

    Терминалы в школах не просто выгодны, а крайне необходимы! Рост числа компьютеров за последний год (у нас — четырёхкратный) резко усложнил обслуживание техники.
    Ещё один плюс в терминальной технологии — рабочее место всегда «ходит» за учеником, любой терминал, находится ли он в классе или в библиотеке — загружается с твоими настройками. Настройка сервера может производиться с любого терминала.

  2. методист говорит:
    Июнь 10, 2008, 12:23 пп

    Термииналы вещь не новая. Есть работающие и под управлением Windows. Только применение их не всегда оправдано в учебном процессе, хотя область применения достаточно широкая и может найти свое место в школе.

  3. Андрей говорит:
    Июнь 10, 2008, 7:53 пп

    Терминалы появились до персоналок, но вот терминальные сервера для персоналок — вещь довольно свежая. У нас, на Псковщине, замечены три похожих технологии:
    1. ALTLinux+LTSP5
    2. Win 2003 Server
    3. SUN Ray (ОС Solaris)

    Две последние — довольно дорогие штуковины. А вот АLT — для школ бесплатен. Хоть сейчас скачивай и устанавливай.
    А что значит «применение их не всегда оправдано в учебном процессе»? Чем это терминалы отличаются от локальных ОС? Что на них нельзя сделать такого, что можно на персоналках? Конечно, с точки зрения пользователя — это лишняя морока, эти терминалы. Игры не установить, вирус не закачать.. Но в обслуживании как легки, железо дешевле в разы! Вот главнейший козырь.

  4. Не мешало бы ссылку привести на методику установки и настройки по терминалам. Разумеется, на основе ALTLinux.

  5. Андрей говорит:
    Июнь 12, 2008, 1:53 пп

    Методика — проще некуда.

    1. Качаем ftp://ftp.linux.armd.ru/terminal/
    2. Создаём загрузочный диск из ISO
    3. Втыкаем сетевой кабель в машину-сервер (проверьте работоспособность сети и кабеля! Сеть должна быть исправна)
    4. Запускаем установщик и на все вопросы отвечаем «Йес»
    5. Настраиваем в БИОСе клиента на загрузку по сети

    А подробнее на http://www.freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP5

  6. Андрей говорит:
    Июнь 12, 2008, 2:16 пп

    О как! Со школьного интернета ссылка http://www.freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP5 для школ блокируется!
    Говорит, что «…контент плохой, вам должно быть стыдно…» и т.д.
    Глядишь, и сайт http://linux.armd.ru/ для школ закроют. Конкуренция! :)

  7. Натали говорит:
    Июнь 15, 2008, 11:50 дп

    ВСЕ домены в зоне info блокируются со школьного интернета.

  8. Андрей говорит:
    Июнь 15, 2008, 10:07 пп

    Ребята явно перестарались… Решения президента и правительства им до лампочки! Блокировать ВЕСЬ info… Хотя…целых полтора года не разрешали сайт МГУ для школ. Описание LTSP5 (терминалы) вещь сверхважная для настройки и установки. Э-э-хе-хе!!!

  9. Ну вот ссылка в .org: http://www.altlinux.org/LTSP :-)

    Осторожно только, Линукс Терминал действительно форматирует диски после того, как предупреждает об этом. Там полный автомат, поскольку он ориентирован на создание зеркала на двух одинаковых дисках, чтоб при выходе одного из них из строя не потерять информацию пользователей.

    PS: «ALT бесплатен» вовсе не только для школ, а терминальный дистрибутив общего назначения недавно также был выпущен после тщательного бета-тестирования:
    ftp://ftp.altlinux.org/pub/distributions/ALTLinux/4.0/Terminal/current/iso

  10. Возможно ли применение терминалов на базе расширенного школьного сервера?

  11. В принципе да, возможно, но нужно совершить некоторые нетривиальные телодвижения. На данный момент лучше в таких случаях всё же использовать Линукс Терминал, пожертвовав простотой настройки сервисов (и поддержкой кое-какого свежего железа).

Оставьте комментарий