СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Июнь 26, 2009

CNews: ПО в школах. Что делать дальше?

СМИ
Автор: Наталия Леднева

http://cnews.ru/

ПО в школах. Что делать дальше?

Прошла половина срока, выделенного государством на подготовку школ к переходу на свободное ПО. Именно сейчас широкого обсуждения требуют несколько вопросов, от ответов на которые во многом зависит успех проекта. Каким должен быть выбор между СПО и проприетарным ПО и как совместить эти разные продукты в рамках одной системы в переходный период? Как ответственным ведомствам добиться эффективности и избежать обвинений в коррупции? Нужно ли сделать школьный проект по внедрению СПО одним из локомотивов, стимулирующих развитие инновационных разработок в отечественных ИТ-компаниях?
полный текст

Источник: CNews

Комментарии (6) к “CNews: ПО в школах. Что делать дальше?”

  1. Цитата из статьи: «Похоже, что внести ясность в то, состоится ли глобальный переезд школ на свободные программы, может только президент.»
    _____________
    Очевидно, управленцы верхнего звена рассуждают стратегически. Понятно, что у государства есть заинтересованность в развитии IT-бизнеса в России. Финансирование поставок и сопровождения в школы СПО — это предлог для стимуляции этого бизнеса. В идеале, наверное, планируется получить через какое-то время комплект широко используемого программного обеспечения российского производства. Какой он будет для конечного пользователя (платным или бесплатным, закрытым или открытым) не столь важно; главное — снижение зависимости от зарубежных компаний.
    Вопрос лишь оценке реализуемости этого идеала.

  2. aen говорит:
    Июнь 27, 2009, 11:48 дп

    2plustilino: Проблема в том, что сейчас управленцы верхнего звена вынуждены решать очень много срочных задач, за которыми теряются стратегические, несмотря на понимание важности последних.

  3. Константин говорит:
    Июнь 27, 2009, 1:10 пп

    Ух, порассуждаем тоже о том, «что делать». Позволю себе цитировать автора интереснейшей статьи и добавлять своё.

    — Конечно, главный вопрос, который беспокоит всех участников процесса, — какой тип программного обеспечения станет основным в 60 тысячах российских школ после окончания 31 декабря 2010 г программы «Первая помощь».

    — Лично для меня даже не так. Главный вопрос — будет ли наше общество двигаться к существованию по законам, хотя бы в области пресловутых авторских прав (для начала). Вот «из этого вопроса растут все остальные».

    — Предполагалось, что с первого дня 2011 года школы полностью перейдут на свободное ПО, предоставляемое федеральным центром бесплатно, или будут платить за проприетарные программы из своего бюджета.

    — А зачем им куда-то переходить? Я уже в своём классе перешёл, а им — зачем? Пока учителя из других школ, которых я на эту тему пытался разговорить, смотрят на меня, снисходительно улыбаясь: «Вы чего, вам оно надо?». У нас в школах, в результате известных событий, на мой взгляд, скопилось не недооцениваемо много людей, равнодушных ко всему: к реальным (а не показушным) результатам учебного процесса, к соблюдению «разных там авторских и смежных прав». Так вот, им зачем переходить на СПО?
    Весь наш учебный округ на совещаниях второй год пугают прокуратурой. Но нет слухов (а наиболее достоверная информация — это слухи :) ) о том, что кого-то в нашем округе действительно проверили. А до тех пор переход на СПО бесконечно далёк. Пользовались контрафактом они, и продолжают пользоваться.

    — На знакомство с СПО и его пилотное внедрение было отведено три года.

    — Видимо, не достаточно ясный сигнал для некоторых.

    — Прежде всего, в данном случае имеется в виду отсутствие необходимого числа специалистов для сопровождения этих программ и дальнейшего развития софта. Люди, знакомые с СПО, нужны как со стороны школ, так и со стороны бизнеса.

    — Вот не ощущаю (за исключением торжественной передачи мне ASUS eee-PC) себя нужным человеком, «знакомым с СПО, со стороны школы». То есть, это мне самому понятно, чем я нужен, по этой причине и действую. А ещё кому это понятно? Уже 2 раза менял работу (в образовательных учреждениях) после возникновения ощущения, что есть разногласия с руководством. А разногласия возникали, во многом, из-за моего желания внедрять СПО и не пользоваться контрафактными программами, даже если устанавливал их не я (хотя, у меня есть и другие недостатки :) ). Причём, один случай был ещё до старта проекта по внедрению, а второй — уже после. Так нужны у нас люди, знакомые с СПО?

    — … При анализе программы оказывается, что едва ли не ключевым ее элементом является усиление не только «обучения базовым компьютерным навыкам», но и т.н. «опережающего обучения для студентов и выпускников по ИТ-специальностям». Компании нужны не только потребители ее ПО, но и профессионалы, способные вести разработки на основе ее продуктов. В период с 2009 по 2012 гг. в учебных центрах свои навыки работы с ПО Microsoft, смогут повысить до 300 тыс. человек. В настоящий момент 60 подобных центров уже действуют в 43 регионах страны. Microsoft планирует открыть центры обучения в каждом субъекте федерации, увеличив их общее число до 100.

    — Вот именно, «опережающая» подмена обучения «базовым компьютерным навыкам» обучением навыкам «работы с ПО Microsoft». По идее, такое обучение должно вестись за счёт упомянутой фирмы в её интересах. И фирма имеет на это право. Но у нас получилось так, что оно ведётся в государственных учреждениях, следовательно, за счёт налогоплатильщиков. Мне кажется, у нас уже есть непотребно много «программистов » вместо программистов, специалистов по , вместо дизайнеров, и т.д. А у этих людей своё понимание того, кто есть специалист, свои интересы в плане устройства на работу, так что они себя, в этом смысле, множат.

    — Выходит, что создание инфраструктуры СПО, сравнимой с инфраструктурой вендоров проприетарного ПО, может стоить довольно дорого. Кроме того, это потребует больших усилий и ответственности от исполнителей. … Да, создание среды для развития СПО нуждается в инвестициях со стороны государства

    — Ну, если уж у нас всё делается, как «создание инфраструктуры» (для меня это почти синоним «освоению бюджета» или просто «распилу бабла»), то указанное автором и плохо и хорошо. Да, господа, СПО тоже нуждается в «инвестициях» — «инвестируйте» смело.

    — Владимир Михайлов, директор Роза-Долинской школы в Омской области: За весь год не было ни одного случая сбоя Linux, проблем с вирусами.

    — Готов подтвердить, что СПО в качестве ПО для учебного класса — весьма надёжная вещь. И практическое отсутствие проблем с вирусами, и жёсткое разграничение прав доступа.

    — За это время дети освоили большое количество программ: начиная от FireFox’a и заканчивая детскими наборами (Tux Paint, GCompris и пр.)…

    — Стоп! А вот здесь не ошибка ли у нас? «Освоили большое количество программ» или освоили технологии обработки информации, пользуясь при этом программами: …
    А то мы «меняем шило на мыло», с точки зрения учебного процесса, и это могут использовать в качестве аргумента против нас. Ведь учебный аргумент за СПО (который, по идее, должен всё перевесить, даже «стоимость владения») состоит в том, что мы уходим от «опережающей подмены» (см. выше). Так надо уходить от неё.

    — В результате пришли к неутешительному выводу по отношению к Windows: …

    — Ну, лично я тоже к нему пришёл :) Кстати, «стоимость владения» СПО — субъективна и есть следствие «опережающей подмены» (см. опять выше). И может вырасти, если не уменьшится количество «специалистов по » или устремиться к нулю с повышением качества обучения информатике, в смысле отхода от обучения конкретным программам. Кстати, опять качество обучения, как аргумент в пользу СПО (в наших условиях)

    — Очевидно, что пилотные внедрения оказались успешными, но по некоторым причинам развития они не получили.

    — Увы, пока так.

    — Гадая о причинах низкого интереса властей к теме СПО в школах, помимо прочего, наблюдатели строят и теории заговора. Так, причиной саботажа внедрения свободных программ открыто обвиняются поставщики проприетраного ПО и, прежде всего, та же американская Microsoft. Поставщик ОС Windows и пакета MS Office уже имеет на своем счету победу в аналогичной войне с СПО в Китае. Тогда, большими скидками корпорации удалось убедить власти этой страны отказаться от собственных разработок свободных программ. После заключения соглашения председатель правительства Китая как добрый друг посещал дом главы Microsoft в США. Есть ли какая-то подковерная борьба в этом вопросе в сегодняшней России? Конечно, как мы упоминали выше, Microsoft предпринимает большие усилия по сохранению позиций своих продуктов на компьютерах школьников…

    — Ну, а они сидеть, сложа руки, будут? Если «подковерная борьба» и отсутствует, то она будет. Ждёмс.

    — Свободным программам тоже нужен маркетинг.

    — Да, нужен маркетинг, инвестиции, всё нужно (заметьте, смайликов в этом абзаце нет)

    — Что делать?

    — Далее я тоже постараюсь отвечать именно на этот вопрос из двух наших любимых.

    — Но, очевидно, что вечно пенять на «злые силы» контрпродуктивно.

    — Но продуктивно — понять до конца, кто именно у нас «злые силы». Это определит и методы борьбы. Microsoft всего лишь действует в своих интересах. А они должны в чьих-то ещё интересах действовать? Злые (безо всяких кавычек) — специалисты по , занимающие не свои места. В том числе и среди работников образования разных уровней. Мне «учителей бедных» трогать можно, поскольку сам из них. Кстати большинство из моих оппонентов имели разряд, оклад и положение в системе образования не ниже моего, мягко говоря. С такими «злыми силами», на мой взгляд, можно и жёстко.
    Им нужно дать понять, что с ними может быть, если они будут продолжать нарушать закон. Видимо, сигнала из Пермской области оказалось недостаточно («не из нашего района» — (с) товарищ Саахов).
    Далее. На следующий вопрос нужно как-то получить квалифицированный ответ: «СБППО» — является контрафактным продуктом? Там текст лицензионного соглашения на ОС напоминает стандартный для продуктов разработчика этой ОС и, кажется, не содержит упоминания про какую-либо помощь, хоть первую, хоть вторую. Может ли какая-либо общественная организация (или не общественная) сделать по этому поводу запрос, куда следует и получить официальный ответ?

    — Во-первых, по их мнению, уже в 2009 году необходимо обеспечить школы комплектом СПО с дополнительным функционалом.

    — «В-нулевых» :) необходимо прекратить засыпать школы программами (и сетевыми технологиями) «с дополнительным функционалом», работающими исключительно под ОС, сами знаете, какой. Спросить, опять же, кого следует, насколько согласуется с «линией партии» существование сайтов и программных продуктов специального (учебного, например) назначения, работающими лучше с «ОС, сами знаете, какой», чем с СПО. Спросить официально, чтобы получить официальный ответ.

    — Во-вторых, помимо разработки комплектов дистрибутивов и создания репозитория, разработчики считают необходимым создать под свободной лицензией и на свободной платформе автоматизированную систему комплексной технической и методической поддержки.
    … В-четвертых, все курсы и электронные модули, разрабатываемые в рамках проекта, должны распространяться под свободной лицензией и быть опубликованы на сайте проекта сразу после принятия заказчиком. Кроме того, доступ к электронным обучающим материалам должен быть обеспечен из комплекта программ СПО. Требование, на которое сложно возразить.
    В итоге, говорят разработчики СПО, свободными должны быть и документация, и курсы, а также компоненты инфраструктуры поддержки и дистанционного обучения, что обеспечит возможность быстрого и дешевого развертывания этой системы в регионах и независимость от поставщиков.
    — Очень правильно. Уже давно (кажется, лет 10, и это только в нашей стране) существует следующее мнение, выраженное в печатных произведениях. Если уж разработано что-то информационное за гос. счёт, то, по крайней мере, гражданам данного государства (а лучше, всем людям) оно должно принадлежать, в качестве свободного призведения. Вроде, даже что-то там у нас хотели, в этом смысле, сделать законодательно. Интересно, как там дела? Если положительно, то на каком основании мне в школу вообще присылают материалы с неясными условиями использования?

  4. кон говорит:
    Июнь 27, 2009, 1:21 пп

    Ой, много буковок написал, а «сформатировался» текст немножко не так. Извините, надеюсь смысл написанного (и что именно написано мной, а что процитированно) понятен.

  5. aen говорит:
    Июнь 28, 2009, 1:54 дп

    Константин, спасибо! Очень интересно читать Ваш подробный разбор статьи.
    Аргументы «противной стороны» очень просты. Ребята, — говорят они, — вы сделали пилот, хоть мы и не ожидали, а теперь отдайте все это нам: у нас есть инфраструктура Первой ПОмощи: портал, девочки на телефоне, дистанционное обучение с этого портала. Подключим еще учебный центр какого-нибудь интегратора, они раздадут учителям бумажки о подготовке после однодневной конференции в областном центре. Ну, а диски ваши мы уже разослали. Ошиблись, правда, немного, да еще соврали Рособразованию и всему свету. Ну, так это ничего.

    А вот про передачу прав: http://www.altlinux.ru/solutions/state/state-analytics/copyright-management-project/
    Это мы для Минэкономразвития писали, там даже внедрять начинали, но потому начальство сменилось.

  6. Константин говорит:
    Июнь 28, 2009, 11:43 пп

    В мае был в Знаменке Тамбовской области, в сш1. Зав кабинетом информатики в ответ на моё предложение помочь поставить Altlinux 4.0 на один из компьютеров ответила категорическим отказом, сославшись на проверяющих из прокуратуры, запретивших устанавливать на школьные компьютеры «стороннее» ПО. Только Windows XP, MS Office и другие из соответствующего пакета. Подробнее об этом пишу в блоге http://blogs.mail.ru/mail/tilia05/
    со мной связаться можно по Atick@jabber.od.ua

Оставьте комментарий