От Windows к Linux в Алтайском крае
Опыт работы с ПСПО, Территория ПСПОАвтор: ALT Linux
Коновалов Дмитрий Васильевич, заместитель директора по ИКТ МОУ Алтайской СОШ №2, пишет о том, как его школа мигрировала на свободные программы ещё до того, как начались внедрения в пилотных регионах.
От Windows к Linux
Сегодня невозможно представить образовательное учреждение не внедряющего ИКТ в образовательный процесс, но применение ИКТ невозможно без использования программного обеспечения. И тут встречается целый ряд проблем. Одна из которых — это лицензионная чистота программного продукта.
Вспомним 2006-2007 годы, внимание государства пристально обращено на образование. В школы стала поступать вычислительная техника достаточно широким потоком, вступает в силу ПНП «Образование». При таком внимании проблемы школы с законом, связанные с использованием пиратского программного обеспечения, легко прогнозируемы. И, как следствие, — «дело Поносова».
Этот судебный процесс заставил многих директоров задуматься над лицензионной чистотой программного обеспечения, используемого в подконтрольных им образовательных учреждениях. Не стала исключением и МОУ Алтайская СОШ №2. Предвидя закономерное развитие событий, учителя информатики совместно с администрацией школы в 2006 году направили свои действия на решение данной задачи. А именно: соблюдение лицензионной чистоты программного обеспечения, используемого в школе. К тому времени компьютерный парк составлял около 25 машин, различной модификации и мощности — начиная от Celeron 500МГц, 128 Мб оперативной памяти, 10 ГБ дискового пространства и заканчивая более мощными машинами Pentium 3 ГГц, 1ГБ оперативной памяти, 80ГБ дискового пространства.
2 пути обеспечения лицензионной чистоты
Исходя из финансового положения школы, намечалось два пути решения основной задачи:
- Закупка лицензионного программного обеспечения от компании Microsoft.
- Использование свободно распространяемого программного обеспечения в образовательном процессе.
Первое решение предполагало непосильные для школы финансовые затраты. Даже стоимость ежегодных платежей по подписке оказалось непомерно высока. Также использование операционной системы Windows зачастую предполагает использование коммерческого программного обеспечения других фирм производителей. В частности, одной из проблем использования продукции компании Microsoft является её уязвимость для компьютерных вирусов. Антивирусное же программное обеспечение для операционной системы Windows, практически во всех случаях, является коммерческим. Что также вело к определённым финансовым затратам. Поэтому перевод всего компьютерного парка на операционную систему Windows был невозможен.
Второе решение — использование операционной системы Linux. Работа в этом направлении предполагала решение целого ряда проблем, в том числе и финансовых, но также вызывала некоторые трудности:
- Некоторое периферийное оборудование не предназначено для работы под управлением операционной системы Linux.
- Ранее поступившие дисковые накопители с образовательными программами и интерактивными курсами были разработаны для операционной системы Windows.
- Практически все образовательные программы и учебники ориентированы на получение образования с использованием операционной системы Windows.
Найденный компромисс
В результате анализа сложившейся ситуации был найден закономерный компромисс — использовать в минимальных объёмах продукцию компании Microsoft, т.е. там, где решения свободно распространяемое программное обеспечение пока не предлагало, либо эти решения есть, но пока они очень сложны в реализации для простых учителей информатики, либо решения требуют больших временных затрат.
Школьный стандарт ПО
Для того чтобы каждый пользователь чувствовал себя комфортно за любым компьютером, независимо от того, какая операционная система установлена, был определён единый школьный стандарт программного обеспечения:
- офисный пакет: OpenOffice.org 2.0 или новее;
- интернет-браузер: Mozilla Firefox 2.0 или новее;
- почтовый клиент: Mozilla Thunderbird 1.5 или новее;
- архиватор: 7zip;
- графические редакторы: GIMP и Inkscape.
- клиент обмена мгновенными сообщениями: Pidgin.
Выбор дистрибутива
Но перед тем как переходить на операционную систему Linux следовало определиться, какой же всё-таки дистрибутив выбрать основным, так как их в мире Linux множество. После продолжительных проб и советов с системными администраторами различных учреждений, использующих СПО в работе, мы решили остановиться на продукции компании ALT Linux. Это целая линейка дистрибутивов, предназначенных для работы на компьютерах различной конфигурации. Также большое внимание разработчиков уделено программному обеспечению, предназначенного для образования. Внедрение дистрибутивов компании ALT Linux в образовательные учреждения Российской Федерации получили государственную поддержку. Также сообществом пользователей ALT Linux наполняется различными разработками, посвящённых образованию, ресурс «Дистанционное обучение ALT Linux». Здесь любой желающий может воспользоваться разработками уроков и другой информацией, посвящённой внедрению Linux в образовательный процесс.
Сервера
Операционная система Linux легко заменила продукцию компании Microsoft и на серверах школы, достаточно качественно поддерживая работоспособность локальной сети школы и предоставляя множество решений на базе свободно распространяемого программного обеспечения.
Образовательные программы
При переходе на операционную систему Linux наибольшие затруднения вызвала задача запуска различных интерактивных образовательных программ, поступивших ранее. Программа Wine некоторые диски не смогла обработать. Но обнадёживает тот факт, что разработчики этого программного обеспечения постоянно работают над совершенствованием программы.
Итоги
К концу 2008 учебного года школа насчитывает около 35 персональных компьютеров, из них 29 работают под управлением операционной системы Linux. За годы апробации данная операционная система показала себя с наилучшей стороны:
- Устойчивость к вирусным атакам.
- Гибкая система настроек.
- Надёжность в работе.
- Финансовая независимость учреждения от разработчиков программного обеспечения.
И это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые получила школа при использовании свободно распространяемого программного в образовательном процессе.
Сегодня, «оглядываясь» на пройденный путь, можно с уверенностью сказать, что школа только выиграла, принимая на «вооружение» операционную систему Linux.
Март 12, 2009, 9:13 дп
Некоторые личные соображения.
Работая второй год в школе столкнулся с проблемой программного обеспечения. Проблема заключается в следующем.
То программное обеспечение, которое пришло с пакетом СБППО мягко говоря не совсем отвечает требованиям образовательного процесса (фактически используется несколько программных продуктов, которые можно перечесть по пальцам одной руки) но это еще треть беды. Главный недостаток, это временное решение проблемы лицензионной чистоты в образовании. До 2010 года осталось совсем немного и что делать школам после этой даты?
Взор мой обратился на СПО. Но…..
У меня, как у опытного пользователя компьютера имеется большой стаж работы в операционной системе Windows, и переход (в последнее время) на операционные системы на основе LINUX для меня лично не составил труда. Но рассматривая их как альтенативную платформу для школьного компьютера я пришел к следующему выводу.
Существует две больших проблемы.
Первая: переход на СПО необходим не только в школе но и в управленческих структурах образования, постольку поскольку имеются некоторые нестыковки форматов для миграции данных (например OpenOffice и MS Office особенно 2007). Что усложнит работу администраторов школ, которые сдают кучу отчетной документации в электронном виде и не только это.
Кроме этого, из-за костности мышления переход в другую программную среду иногда просто невозможен! (не только для учителей, но и администраторов школ и работников управлений образований на местном уровне). Переучить такую ораву людей достаточно дорого и накладно, это может просто застопорить документооборот.
Вторая и самая главная на мой взгляд проблема. Большинство производителей ПО для образовательных целей создают свои ресурсы ориентируясь преимущественно на OS Windows. Установка большинства из них на базу OS Linux просто невозможна, либо требует от ПРОСТОГО учителя специальных знаний (личный опыт установки дома с CD некоторых образовательных комплексов завершилась полной неудачей).
Ждать же от всех производителей дальновидности не приходится. Например меня как учителя информатики ставит в тупик не только эта проблема, но и проблема несоответствия учебной литературы(опять вездесущий Windows).
Посему мне бы хотелось задать несколько вопросов по созданию пакета СПО:
1. Насколько придеться заменить библиотеку мультимедийных пособий по разным предметам?
2. Возникали ли проблемы с документооборотом? и какие?
3. Из статьи не ясно какие трудности возникали еще в процессе внедрения СПО.
Март 13, 2009, 3:45 дп
1. Мультимедийные пособия, разработанные под Windows — это конечно моя головня боль. Один из лучших вариантов — это от них отказаться совсем. Или, на худой конец, оствить 1-2 машины с Windows, также можно воспользоваться виртуальными машинами (в принципе тоже вариант, хоть и не совсем легальный). Некоторые пособия нормально работали через wine, но не все, Особенно новые — с этими вообще много хлопот. Лучше предложить педагогам самим разрабатывать презентации и тесты (мы используем moodle) (http://asosh2.ucoz.ru/news/2009-03-06-30).
2. С документооборотом внутри школы проблем не возникло. Компьютеры администрации пока ещё на Windows, но единый стандарт — это документы выполненные в OpenOffice. Проблемы с документооборотом возникают тогда, когда мы начинаем работать с управленческими структурами в образовании, которые никак не хотят установить себе OpenOffice вторым офисным пакетом. Но думаю и это измениться в скором времени.
3. Основные трудности при внедрении (этот процесс продолжается) возникают также при работе с оборудованием — это интерактивные доски, струйные цветные принтеры, МФУ. Но я думаю это также вопрос времени.
Март 13, 2009, 5:27 дп
1. Мультимедийные пособия — это на сегодня моя головная боль.К сожалению не все запускаются в Linux. Мы стараемся проводить следующую политику: педагог должен подготовить урок сам, используя то ПО, которое у него есть (чаще всего это OpenOffice и moodle). В принципе, довольно большая группа педагогов так уже и работает. Можно продумать политику поощрения, например компьютер с проектором предоставить, или трафик увеличить(http://asosh2.ucoz.ru/news/2009-03-06-30).
2. Проблемы с документооборотом в самой школе не возникают, так как принят единый стандарт — OpenOffice. Проблемы возникают тогда, когда приходиться обмениваться документами с другими организациями, которые и слышать не хотят о свободном ПО (предпочитают «трофейное»). На этот случай решено было на время оставить компьютеры администрации на Windows (хотя борьба с вирусами уже порядком поднадоела).
3. Основные трудности возникают при подключении периферийного железа: струйные принтеры, интерактивные доски, МФУ.Но я думаю это временные трудности.
Март 13, 2009, 5:59 пп
Дмитрий, разделяю вашу точку зрения. Проблемы, действительно, с теми, кто привык работать на «трофейном» ПО и совсем не желает слышать о необходимости легализации или пока сам еще не покупал проприетарное ПО, а соответственно, не ощутил материальные затраты. Часто о недостатках СПО рассуждают те, кто его даже в глаза не видел. Тем же, кто занимается созданием собственных наработок с пониманием дела, а не по инструкции, вполне подойдет СПО, особенно на уровне написания внутришкольных справок и отчетов. С настройкой оборудования пока встречаются проблемы. Будем надеяться, что они разрешаться, если все заявления правительства по поводу внедрения СПО будут выполняться. Удачи!
Март 13, 2009, 11:35 пп
Дмитрий, производители интерактивных досок выпускают драйвера для linux, просто не делают широких анонсов. Зайдите в раздел техподдержки того, что у вас установлено и вполне вероятно проблема разрешится.
С МФУ тоже решаемо, просто зачастую надо поискать, т.к. некоторые производители не в курсе, что для их устройств есть драйвера под linux.
Март 14, 2009, 4:23 дп
Просто техники достаточно много, и не квсегда успеваешь разобраться со всеми проблемами, но постепенно все решается. Спаибо за пожелания.
Февраль 20, 2010, 3:32 пп
«Линукс Юниор» для школ — очень хорошая вещь. Но тут есть пару недостатков. Первое, не запускаются программы Windows в Wine. (скажите, будут ли какие-то совершенствования этой программы?) Второе, это отсутствие драйверов для многих устройств.
Февраль 21, 2010, 9:56 пп
Александр, существенных изменений в wine ожидать не приходится. Windows — сложная закрытая система и реализовать ее полностью и с нуля невозможно.
С какими устройствами проблемы?
Август 17, 2010, 11:02 пп
Кстати, для тех кто не знает.третья версия OpenOffice спокойно открывает документы, сохранённые в формате 2007 мелкомягкого офиса.