СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Июнь 2, 2010

Что же теперь делать-то?

Методические материалы
Автор: admin

Извечный на Руси вопрос «Что делать?» для всех, кто причастен к школьной информатизации, встает во весь рост в связи с приближением часа Х (01.01.2011).
Предлагаем вашему вниманию размышления на эту тему методиста областного центра информационных технологий Новосибирской области Михаила Александровича Выграненко.

ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ-ТО?
Частные дружеские рекомендации
по внедрению СПО в деятельность учреждений общего среднего образования
в преддверии 2010-2011 учебного года

Ситуация текущего момента.

  1. Программное обеспечение для среднего образования на базе системы Linux создано, опробовано, и разослано в каждую школу. Так или иначе. Следовательно, доступ к нему у всех, кому надо, и всех, кому интересно (или и то, и другое), имеется. Причем, оно полностью поддерживает учебный процесс в рамках установленных требований и даже более, существует в нескольких вариантах и обеспечено теоретическими, практическими, методическими и справочными пособиями.
  2. По федеральному заданию проведена учёба 7,5 тысяч региональных управленцев и методистов и около 60-ти тысяч представителей каждого ОУ (минимум – по одному от школы) для обеспечения внедрения СПО.
  3. В соответствии с министерскими распоряжениями в каждом ОУ и методических службах на местах должны быть созданы опытные зоны внедрения (минимум – один компьютер), объединённые системой мониторинга цифрового ресурса www.spohelp.ru. Этим же ресурсом обеспечивается информационная, консультационная и методическая поддержка (пока)(*).

Нет сомнений, что всё это федеральным центром делалось и делается неспроста. Потрачены немалые средства. И уже, наверное, не найти такого человека в образовании (из тех, кого касается), кто не знает почему: заканчивается срок договора на приобретение СБППО «Первая ПОмощь». Видимо, что-то надо делать. Ждать «чуда», «манны небесной», возвращения «добрых старых времён», короче говоря, некоей «второй помощи» — неразумно. Подходящая поговорка: надейся на «лучшее», но готовься к «худшему». Кавычки в ней – это моя отсебятина, поскольку как минимум смысл слов в данном случае неочевиден. К тому же педагогический инстинкт подсказывает — надо поспешать: жизнь-то наша идёт не астрономическими, а учебными годами, начинающимися 1 сентября, да впереди – продолжительно-короткий отпуск, в котором хочется забыться и отрешиться.

Что же делать-то? Предлагаю свои размышления об этом. Можно назвать их дружескими рекомендациями, потому как вряд ли частные размышления являются методическим пособием. Но ими можно пользоваться, по крайней мере – принимать во внимание. Я разделил их на три части — учителям, руководителям и методистам – из-за понятных функциональных отличий.

Исходная позиция для размышлений – самый «тяжёлый» и самый распространённый случай – такова (впрочем, другим «случаям» тоже может быть интересно):

  1. учреждению совершенно внове операционная система Linux и СПО в целом;
  2. сотрудники никогда раньше не пользовались этими программами (или не отдавали отчёта в том, что пользуются) и, может быть, даже не слышали о них;
  3. в учреждении нет штатного, выделенного специально для этих целей, сотрудника, обеспечивающего аппаратное и программное обслуживание компьютерной техники, администрирование локальной сети и Интернета;
  4. в учреждении происходит самый что ни на есть «стандартный» образовательный процесс (не гимназия, не лицей и без «уклонов»);
  5. учреждение в ближней перспективе не сможет приобрести проприетарное ПО в необходимом объёме.

Что делать учителю

Прежде всего, имеется в виду учитель информатики, потому что именно в его предмете учебный процесс непосредственно зависит от компьютерного программного обеспечения. Постараюсь предложить то, что я бы делал сам, то, что позволит максимально сгладить потери, уменьшить риски и погасить потрясения. Учителю информатики следует:

  1. К 1 сентября установить на всех рабочих местах, начиная с учительского, 5-ю платформу операционной системы (ОС) AltLinux в качестве второй. На худой конец, можно 4-ю, поступившую летом 2009 г. в составе планового дополнения к «Первой Помощи» («Первая Помощь 2.0»), но в нашем случае новое лучше старого, а учителю информатики всегда надо работать с некоторым амортизационным запасом. Это позволит безболезненно продолжить занятия с 9, 11-ми классами в среде Windows, и встать на новые рельсы с 8, 10-ми. Потери при этом будут минимальны – 2-е полугодие для выпускных классов, к которому будет время подготовиться и подготовить учащихся. Какой дистрибутив 5-й платформы выбрать – это решать учителю, исходя из возможностей и предпочтений. Я рекомендую AltLinux Мастер как систему, в наибольшей степени оснащённую образовательными приложениями (см. Методички по установке второй системы). Однако вполне допускаю выбор аналогичной системы другого производителя: на сегодняшний день это EduMandriva и Edubuntu. Просто AltLinux в наибольшей степени поддержан пособиями и Интернет-ресурсами. С другими вариантами придётся разбираться самостоятельно.
  2. Перед установкой ОС Linux как второй на рабочем месте учителя необходимо подключить к компьютеру всю нужную периферию (принтер, сканер, интерактивная доска и др.). Это позволит значительно облегчить процесс опознания устройств.
  3. Заманчивые серверные и терминальные конфигурации оборудования отложить на потом, они – не для этого учебного года.
  4. Ознакомиться с пособиями, рекомендациями и справочниками по ОС и приложениям и выбрать то, что непосредственно касается учебного процесса, поддерживает учебную программу, хотя бы в наименьшем объёме. Прежде всего, это диск AltLinux с документацией и другие цифровые образовательные ресурсы. Конечно, Интернет ресурсы: сайты разработчиков www.altlinux.ru, http://edubuntu.org/, http://edumandriva.ru/; сайт поддержки www.spohelp.ru; предметный сайт новосибирской открытой образовательной сети «Информатика» и др.
  5. К 1 сентября подготовиться к урокам минимум на 1-ю четверть. При этом полностью сохранить существующую подготовку для выпускных классов и осуществить необходимую трансформацию для других. Как это сделать – предмет творчества учителя. Хорошо бы составить некоторую универсальность подачи материала, расширяющую понимание учащимися мира программного обеспечения. Но при этом помнить, что с января 2011 г. ОС «Первой ПОмощи» должна быть деинсталлирована, и две платформы останутся только на рабочем месте учителя (а это непременно должно быть). Тогда показ универсальности будет возможен лишь в демонстрационном режиме. В помощь к подготовке уроков предлагаю ресурс www.iiikt.narod.ru.
  6. Подготовить учебные программы по предмету к началу учебного года с опорой на УМК Н. Д. Угриновича – единственный в действующем Федеральном перечне учебников, позиционирующийся как кроссплатформенный. Реально использовать его в этом смысле пока сложно, особенно в практической части. Но формальная его роль незаменима. Другие УМК, более полюбившиеся, можно указать дополнительно.
  7. Сохранить свои учебные материалы (презентации, тесты, раздаточный материал и пр.) в универсальных кроссплатформенных форматах (pdf, djvu). Это позволит уменьшить усилия по подготовке ко многим занятиям по предмету.
  8. Провести аудит ПО на учебных рабочих местах, выявить контрафакт и нелицензионку и заменить по возможности свободными аналогами. Подготовить соответствующую справку руководителю учреждения с обоснованными предложениями о приобретении требующегося в учебном процессе ПО.

Что касается других учителей-предметников, учебные кабинеты которых оснащены компьютерной техникой, то для них ситуация представляется менее жёсткой прежде всего по времени: они могут ещё полгода спокойно использовать лицензию «Первой ПОмощи» до её окончания. Если же у них ОС используемого компьютера предустановлена и приобретена вместе с ним (ОЕМ-версия), то лицензия на неё является бессрочной. Остаётся только подготовить бумажные копии соответствующей документации на рабочем месте (лицензионный договор, копия чека). Проблема может состоять только в приложениях. Следует иметь в виду, что для учителей-неинформатиков использование компьютерных возможностей на уроках не обязательно (хотя и желательно). Но за это время им хорошо бы:

  1. Разобраться, какое прикладное программное обеспечение необходимо для работы. Провести поиск свободных аналогов, желательно, кроссплатформенных на случай, если придётся переходить на ОС Linux. Изучить возможности и особенности такого ПО и, прежде всего, офисного пакета OpenOffice.org.
  2. Выявить ПО, необходимое для поддержки занятий по предмету, свободных аналогов для которого нет. Подготовить справку руководителю учреждения с обоснованными предложениями о его приобретении.
  3. Проанализировать необходимые ЦОРы из «Единого Окна доступа к образовательным ресурсам» и «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» на предмет использования в среде Linux – большая часть их представлена в универсальных форматах.
  4. Сохранить свои учебные материалы (презентации, тесты, раздаточный материал и пр.) в универсальных кроссплатформенных форматах (pdf, djvu). Это позволит уменьшить усилия по подготовке ко многим занятиям по предмету, если придётся переходить на ОС Linux.
  5. Изучить возможность запуска ЦОРов из централизованных дисковых поставок в среде Linux с помощью приложения Wine; существуют экспертные оценки, что для 70% таких ресурсов это не составляет проблемы.
  6. Если учебный кабинет оснащён интерактивной доской, изучить руководство к ней в направлении возможности её установки в ОС Linux. При отсутствии такой возможности получить необходимую консультацию с помощью многочисленных Интернет-форумов и служб технической поддержки соответствующих сайтов.

Что делать руководителю

Ни для кого не секрет, что в ОУ всё теперь в руках директора, особенно финансовые средства (какие бы они не были). Но не многие, задумываются о том, что и ответственность возлагается на него же. В полной мере это касается программного обеспечения, задача покупки которого возникает буквально на глазах. Вкратце поясню, что это за ответственность (подробнее см. тут).

Достаточно обнаружить представителю правоохранительных органов одну нелицензионную копию небольшой, но широко распространённой программки (напр., WinRAR или Total Commander), чтобы возникла угроза минимального штрафа в 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) (= 10 000 руб.). Дальше – больше, не буду приводить подробности административной ответственности в таких случаях (ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1253 ГК РФ). Много это или мало для ОУ, каждый решает сам, но думаю, что по меньшей мере — существенно. Дополню только, что уголовная ответственность наступает при нанесённом ущербе в размере от 250 000 руб (ст. 146 УК РФ). Как быстро она наступает, можно проиллюстрировать ценой текущей версии известного графического редактора Adobe Photoshop – 699$. Если программа установлена на 10-ти компьютерах в учебном кабинете, то это уже около 210 000 руб. Это не табуретки, друзья мои! Деньги – деньгами, но нельзя сбрасывать со счёта и издержки имиджа, речь ведь идёт об образовательном учреждении, призванном нести разумное-доброе-вечное, а вокруг ученики с родителями…

Ответственность директор может разделить в какой-то мере с работником, штатно обслуживающим компьютерную технику в ОУ. Многие ли могут похвастаться наличием такого работника? Если он и есть на самом деле, то наверняка устроен на полставки работника по кухне.

Так что же делать-то? Предлагаю следующее:

  1. Провести аудит программного обеспечения в ОУ и документации, подтверждающей его законность. В проверку можно не включать СБППО «Первая ПОмощь», как изживающий себя. Для этого организовать комиссию по типу материальной сверки, в состав её включить учителя информатики, завуча. Выявить всю нелицензионку в ОУ и по возможности заменить её свободными аналогами.
  2. Оценить потребность ОУ в проприетарном ПО, прежде всего, необходимое количество ОС и офисных пакетов. Определить рабочие места, где невозможно обойтись без такого ПО с учётом имеющихся, возможно, бессрочных лицензий (приобретённых вместе с компьютером). Это, скорее всего, рабочие места секретаря, заместителя по УВР, учителя информатики и бухгалтерия.
  3. Собрать информацию о потребности в ПО учителей-предметников и на других рабочих местах. Комиссионно оценить действительную или мнимую необходимость в каждой программе с учётом консультаций по СПО.
  4. Подготовить и издать приказ об установке ПО в ОУ с приложением перечня по рабочим местам. Довести его под роспись сотрудникам в части, касающейся; провести установку ПО под контролем назначенных лиц; предусмотреть ответственность за несанкционированную установку ПО.
  5. Организовать в ОУ систему управления программным обеспечением, предусматривающую постоянный мониторинг, регулярный аудит, механизм установки, обновления и приобретения ПО.

Только после и в результате всего этого директор может спать немного спокойней (**).

Что делать методисту

Конечно, методисты всех уровней не могут оставаться в стороне. Их традиционная основная задача – помогать учителю – в этой ситуации должна решаться ими в полной мере. Для этого им необходимо осваивать СПО с опережением, чтобы быть готовыми отвечать на запросы учебного дела, руководителей и учителей. Для этого нужно:

  1. Осваивать образовательные приложения ОС Linux и офисный пакет OpenOffice.org, хотя бы на уровне представлений об их возможностях и особенностях. В дальнейшем – как можно более практически.
  2. Осваивать свободные аналоги проприетарного ПО, использующегося в учебной деятельности, прежде всего, кроссплатформенные программы, вести постоянный поиск таких программ.
  3. Осваивать конвертирование файловых форматов из оригинальных в универсальные и программные средства для этого.
  4. Осваивать образовательные дистрибутивы ОС Linux на уровне использования. Постоянно обновлять и расширять представления о мире системного ПО.
  5. Осваивать возможность запуска ЦОРов из централизованных дисковых поставок в среде Linux с помощью приложения Wine, пока не поступили их Linux-варианты.
  6. Осваивать версии образовательных платформ «Хронограф 1С» под ОС Linux.
  7. Осваивать возможности применения интерактивной доски в ОС Linux и особенности её подключения.
  8. Осваивать возможности сайтостроения в ОС Linux и программные средства для этого.

* * *

Таким образом, чтó делать – это не проблема. Делать есть чего всегда. Важно хоть что-то из перечисленного делать. Однако отдельные решения или решения представителя одной из указанных образовательных категорий при отсутствии действий других к общему положительному эффекту не приведут. Только продуманная, согласованная совместная деятельность на опережение позволит не прибегать к старинной российской формуле конъюнкции двух А – Авось&Аврал. И тогда не будет надобности обвинять министерство, компьютерные программы или фазы луны в своём неуспехе.


Примечания (admin).
(*) По контракту конкурса НП-12 (2009 г) гарантийный срок технической поддержки заканчивается 30 июня 2010 года. (Вернуться к тексту)
(**) В статье Михаила Александровича не рассмотрен важный момент контроля за интернет-контентом, видимо потому, что в Новосибирской области фильтрация контента происходит централизованно. (Вернуться к тексту)

Комментарии (20) к “Что же теперь делать-то?”

  1. oleg говорит:
    Июнь 2, 2010, 9:20 пп

    Все правильно. Только руководителей нужно как следует «напугать» штрафами (можно разослать электронные письма-страшилки). Просто удивительная беспечность и нежелание понимать. Или еще такой вариант: «Директор школы: ну вы там помогите моему ‘учителю’ информатики..», типа пару секретиков расскажите и дело в шляпе :)
    1. Если учитель немного уже готовил себя к Линукс, то лучше все-таки сразу поставить одну ОС (без альтернатив, видели такие примеры в одной из школ, как результат — загружают виндовс и все на этом). Две оси поставить дома!
    2. Сохранить все приложения-примеры (офисные, программисткие, графические и т.п.), офисные можно будет в Опене открыть, а программисткие пригодятся идеями.
    3. Подготовить уроки хотя бы на первые пару недель :) В крайнем случае руководство должно осознавать некоторые возможные сбои в учебном процессе сложностью и ответственностью момента.
    4. В августе — после отпуска — еще раз прогнать приложения, сеть, печать на работоспособность.
    5. И выше голову — новатор-учитель! Понятно, что с одной стороны нужно разбираться и учиться на ходу, а с другой — держать себя в форме, в т.ч. относительно непонимания со стороны администрации, коллег, возможно учениками, родителями.
    p.s. Линукс создан для образования, особенно информатики, и альтернативы ему нет.

  2. Очень своевренная и на удивление грамотная статья и реальное руководство к действию. Мы в нашем районе примерно так и планировали сделать. Но есть некоторые особенности.
    1. 5 версия на большинстве компьютеров в нашем районе работать будет очень медленно. Поэтому мы не будем откладывать на потом терминальные решения. Они актуальны уже сейчас. Другой вопрос, что для этого нужно «попотеть». Но если будет найдено решение, то оно подойдет практически для всех школ. К сожалению, 5 версия терминального сервера мало тестировалась и имеет недоработки по драйверам, ее нужно «допиливать». Есть Ubuntu 10.04, но и там проблемы с видеокартами встречаются. Мандриву тоже можно «допилить» до терминала, но пока централизованно этого делать некому.
    Там, где нельзя установить терминальный сервер, уже устанавливаем на сносные компьютеры Мастера 5, на слабые Юниора 4. От Лайта лучше отказаться в пользу терминального решения. Кстати, 4 версия ТС более стабильная, хотя ПО в нем устарело. К тому же 4 версия не предполагает установку 2 ОС.
    2. Не согласен, что нужно оставлять в компьютерном классе Windows до 1 января. Во-первых, там всего 4 месяца, 2 четверть очень короткая и, боюсь, не успеют перенастроить и удалить нелицензионный софт. Уверен, что сразу после новогодних праздников начнутся массовые проверки софта. Я разговаривал со многими учителями информатики, они в один голос говорят, что лучше сразу переходить с 1 сентября на Линукс. Причем, лучше на альтовский. Не потому, что он чем-то лучше, просто, действительно, уже есть методические наработки под их дистрибутивы. И оказывать методическую и техподдержку на районном уровне значительно проще.
    А вот оставить 2 системы до января 2011 в предметных классах и административных компьютерах — правильно. Там есть «разбег» по времени. И именно эти 4 месяца и уйдут на постепенный перевод этих компьютеров на Линукс.
    3. Абсолютно согласен, что на текущий момент только УМК Угриновича легитимен для преподавния. Хотя, честно говоря, и он далеко не совершенен. Но за основу мы будем брать именно его. Со всем остальным в плане методики тоже согласен с данной автором статьи.

    В завершение еще раз хочу поблагодарить автора статьи за очень грамотное понимание ситуации. А контентная фильтрация уже не актуальна — Новосибирск и Омск будут точно фильтроваться централизовано. А техподдержка после 30 июня не будет закончена, просто перейдет на другой уровень. Насколько мне известно, сейчас готовятся соответствующие документы. Кром етого, есть предложение по созданию своего рода каталога решенных технических проблем.

  3. Все конечно правильно. Единственное мое замечание, это руководители школ. До них будет очень трудно достучатся впрочем как и до методистов. Как бы нам не хотелось чтобы руководители сами дошли до сути вопроса, этого не будет в нынешних реалиях. Пока региональные министерства четко не объяснять школам как им поступать(хотя бы звучали бы на бумаге, что школы сами выбирают и отвечают) массового озарения руководителей ждать не приходится.

  4. aen говорит:
    Июнь 3, 2010, 12:45 дп

    Владимир, было бы здорово всю информацию про недоработки и ошибки разместить в bugzilla. Мы их исправляем. :-)

  5. Спасибо всем за отзывы, заинтересованные, вдумчивые и конструктивные. Ну и за похвалу, конечно. О значении канифоли для скрипки виртуоза ещё Козьма П. писал и никто пока не опроверг. Универсальным рецептом мои советы, конечно, не являются. Но могут помочь, навести на мысли. А это и есть искомый результат (публикации).

  6. Лев Борисов говорит:
    Июнь 23, 2010, 11:03 дп

    А вот еще такой моментик — может кто встречался с такой проблемой… Есть такая периферия — принтер Lexmark Z615 и эта железяка ни в каую не желает работать под Линуксом. Что делать с этой железякой? Покупать другой принтер не вариант — бюджет школы не позволяет. Заранее благодарен тому, кто поделится опытом.

  7. Владимир Черный говорит:
    Июнь 23, 2010, 12:23 пп

    Во-первых, поспрашивайте на форуме, а во-вторых, всегда можно печатать на принтер, прикрученный к видомашине из Линукса

  8. Лев Борисов говорит:
    Июнь 23, 2010, 12:46 пп

    Про форум учту, а по поводу «видомашины» можно поподробнее? Комп один, локалки нет.

  9. Владимир Черный говорит:
    Июнь 24, 2010, 9:52 дп

    Да,… тяжелый случай. Ну, попробуйте завести виртуальную машину с виндой (надеюсь лицензия на Windows имеется?) и печатать через нее.
    Лев, а что вы нам тут голову морочите:http://www.lexmark.ru/Catalog/0/CA4939828066C186C3256E9E0034D78E
    Вот официальная страница, где написано, что есть драйвера под Linux — если работает под «Шляпой» будет и в других работать!
    В базе foomatic море драйверов (и разных лексмарков тоже) — посмотрите на какой из принтеров похож ваш Lexmark (в инструкции обычно написано)… Короче на форум, если сами не разберетесь. Этот блог не для решения технических вопросов.

  10. Станислав говорит:
    Июнь 28, 2010, 2:21 дп

    Вопрос организационного плана. Наша школа постепенно (добровольно-принудительно)переходит на Линукс. На данный момент идёт настройка одного компьютерного класса, пока оставляем 2 ОС.
    Собственно вопрос: где (или как) можно получить бумажный вариант лицензионного договора на АльтЛинукс 5? Покупка ради этого «коробочной версии» в этом финансовом году маловероятна, а проверки вполне возможны.

  11. Владимир Черный говорит:
    Июнь 29, 2010, 10:28 дп

    Станислав, запустите acc, зайдите в раздел «Лицензионное соглашение» и ткните в него носом проверяющего. По желанию, можете распечатать. Всех недоверчивых посылайте к ГК РФ часть 4 понятие «публичная оферта».

  12. Александр говорит:
    Июль 5, 2010, 6:32 пп

    сладко поете…..надо сделать то… надо сделать это…. тлько когда и кому??? бедному учителю математики и информатики после проверки 100 тетрадей,пдготовки и проведения 7 уроков за теже 6 тыров что платили кгда винда была? винда это прсто и знакомо… а тут учиться нада…а оно надо?
    сорри за пессимизм…. достало… Гана в четверть финал хоть вышла…
    буду качать линь аль школьный 5…3 с лишним гектара. так как осенью методист достанет «Почему не школьный стоит?!»
    дома поставил убунту 10,4…. не знаю чего могли напихать в школьный 5, что бы он плохо работал… компу 6 лет, полгектара ОЗЫ, работает нормально…даже если несколько приложений, что в школе редкость…да и дрова не делают для моей ВК, но есть форум (один из лучших на мой взгляд, не чета альтовскому), так что игры запустил и фпс пашет тепримо…
    ого…дистрибутивчик…
    а напихали то…эх… интересно много учителей это будет использовать?
    поставлю школьный линь, а детям буду советовать убунту (не надо гнать на дрова, коль думать не хочется)… и форум реальный, и обновления…и HDD не захламлен, а при наличии инета мона все накачать…

  13. Александр говорит:
    Июль 5, 2010, 6:46 пп

    не вимательно читал… сколько сейчас МРОТ???
    это в какой стране такой МРОТ? гугл вам в помощь!
    вроде не в Волшебном кольце (МКАД :) живете…

  14. Александр,

    Величина МРОТ, используемая для исчисления штрафов, сейчас равна 100 рублей, как и всегда раньше. К оплате труда эта величина никакого отношения не имеет.

    Гугл вам в помощь, почитайте, что такое МРОТ.

  15. Александр говорит:
    Июль 7, 2010, 8:37 пп

    Минима́льный разме́р опла́ты труда́ (общепринятая аббревиатура — МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

    ваша правда… да что же это такое то… понятие одно, а значения различные…
    МРОТ МРОТ…. так чтоль…

    сорри за промашку,я не додумался до такого бы….

  16. anatol говорит:
    Июль 21, 2010, 9:00 пп

    Да все это конечно хорошо, если техника новая. А если в школе 40 ПК, да еще половина из них 4-ю платформу почти не тянут?
    Вы пробовали работать в Легком Линуксе 4.0? А каково детям? С радостью бы поставил что-то другое, но другого то просто нет! Да и набор программного обеспечения изрядно хромает, не говоря про все глюки с оборудованием и переферией. Про обновления через и-нет и говорить нечего, с такой скоростью можно только текст читать.
    Спуститесь с небес и посетите простую сельскую школу!

  17. aen говорит:
    Июль 23, 2010, 10:45 пп

    anatoli, а какие у вас в школе компьютеры?

  18. Solar говорит:
    Август 9, 2010, 4:00 пп

    Очень толково написано. В теории все так, но на практике будет следующее — с информатизацией образовательного процесса произойдет тоже самое, что произошло с невским экспрессом. Лом это был или динамит не важно, но эффект будет тот же.

    Что произойдет:
    1) Допускаю, что поставить desktop версию, сможет учитель информатики. Возможно он даже сможет с конфигурировать одноранговую сеть. Да вот беда – шлюз у него со стародавних времён еще на пиратской винде. Причем на него все чихать бояться, потому что никто не понимает, как он работает ибо он был собран и сконфигурирован студентом близлежащего ВУЗ_а 5 лет назад. Надеяться, что среднестатистический учитель информатики поднимет шлюз, а за одно с ним домен, файлсервер, и прочие серверные прелести, которые сейчас тсановятся все более актуальными, мягко говоря, не разумны.
    2) В подавляющем большинстве школ НЕТ и НЕ БУДЕТ квалифицированных кадров способных уверенно пользоваться и конфигурировать системы на базе *nix систем. В первую очередь это связано с уровнем зарб.плат. Ни один уважающий себя спец по *nix не будет работать за 16-20 тыщ рублей. Он обязательно пойдет в коммерческий сектор. Например в “Норильском никеле” ему будут очень рады и сразу положат не менее 1500 уев. А с учетом того, что в этом году запретили совместителей – все спецы, работавшие совместителями в 3-5 учреждениях, чтобы добрать з.п. соответствующую своей квалификации — просто с воем сбегут из школ.
    3) *nix системы не дружественны к конечному пользователю в отличии от пресловутого Windows. И никогда не будут, потому что разрабатывались теми и для тех, кто сможет сам случись чего написать нужный ему костыль, который таки заставит этот гадский принтер работать.
    4) Средний возраст учителя 50 лет, а местами уверенно уходит в золотой фонд. Бабушки со скрипом учатся работать в рамках рабочего стола Windows. Слова диск Цэ и диск Дэ вызывают панику и желание сбежать по дальше от этой демонской машины, а вы предлагаете разбираться им в специфичной *nix_овой системе каталогов. И курсы тут не помогут. Компьютерная грамотность это не то, что можно изучить по книжкам – это многолетний и усердный труд. Это навык.
    5) Весь закупленный под MS софт можно будет выкидывать на помойку, а под линукс специализированного софта для предметников не разрабатывается. Я уже молчу про интерактивные доски и бухгалтерию.

    Все проблемы нашей страны заключаются в том, что решения принимают люди, которые ничего не понимают в “физике процесса”. Ни как работает современная школа, ни как работает банальный шлюз.

  19. Владимир Черный говорит:
    Август 9, 2010, 6:17 пп

    уважаемый Solar. Мне кажется вы не очень внимательно читали статью. Отмечу, что это статья не теоретика, а практика….
    Обратите внимание на то, что в статье умышленно серверные вопросы отложены на год… Что же касается шлюза — то в большинстве случаев он аппаратный, а не совтверный.
    «Конфигурировать» настольную машину для целей обучения не придется — все есть из коробки — годик с одним общим пользователем могут пожить, пока не пообвыкнут/научаться.
    С приложениями и досками тоже появилась положительная тенденция… Это просто дело времени. Виндоус тоже не сразу в школы пришел — вспомните как трудно «отказывались» от ДОСа — сколько времени еще под Windows Нортон запускали?!!

  20. Игорь говорит:
    Ноябрь 8, 2010, 3:11 пп

    Хочу поддержать Solar. Если в нашей школе есть домен AD и сеть на его основе, и работают все принтеры, интерактивные доски и прочее железо, то сколько времени и нервов уйдет на перевод всего этого на *nix И почему к учителю относятся как к рабу? Он обязан бесплатно провести эту грандиозную работу? Иногда на одно только решение: «как подключить это проклятый принтер» уходит несколько дней поиска по форумам и прочим ресурсам. Пусть государство оплатит эту работу учителю, и желательно по расценкам *nix спеца. Тогда посмотрим как дешево это выйдет. Зачем ломать систему? Зачем заставлять еще и дома заниматься неоплачиваемой работой? Учителю больше нечего дома делать?

Оставьте комментарий