СПО в российских школах

Команда ALT Linux рассказывает о внедрении свободного программного обеспечения в школах России
Июль 9, 2010

Свободное программное обеспечение в Псковской области

Конференции, семинары и выставки, Правовые и орг вопросы, Территория ПСПО
Автор: ALT Linux

В конце июня в Самаре прошла Вторая Международная научно-практическая конференции «Инфо-Стратегия 2010: Общество. Государство. Образование», на котором прозвучало интересное выступление Алексея Драгунова, директора Регионального центра информационных технологий Псковской области: «Развитие системы образования в контексте внедрения свободного программного обеспечения» в котором ясно изложена позиция Управления образования Псковской области. Этот доклад, написанный совместно с начальником управления образования Псковской области В.В. Емельяновой, подкрепляется проектом приказа «Об обеспечении использования лицензионного коммерческого и свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Псковской области».
Ниже приводится текст доклада, любезно предоставленный Алексеем Драгуновым.

Развитие системы образования в контексте внедрения свободного программного обеспечения

Емельянова В.В., начальник Государственного управления образования Псковской области,
Драгунов А.В., директор Регионального центра информационных технологий Псковской области

Инфраструктура информатизации системы образования Псковской области.

К началу 2010 года в системе образования Псковской области:

  • в среднем 10 учащихся приходится на одни компьютер;
  • 100% школ подключены к Интернет, на скорости от 128Kbit до 10 мегабит в секунду, в зависимости от технических возможностей подключения, наполняемости и технической оснащенности ОУ;
  • в 70 процентах школ компьютеры объединены в локальные сети, за 2009 год этот показатель увеличился на 20% (60% школьных компьютеров в области подключены к локальным сетям).

Организационная структура информатизации.

Региональный уровень
Организационно-технологическое обеспечение информатизации системы образования Псковской области осуществляет созданный в 2004 году Региональный центр информационных технологий Псковской области, подведомственный ГУО ПО.
Повышение квалификации педагогов в области ИКТ, а также обеспечение использования ИКТ в распределенном повышении квалификации педагогов осуществляет Региональный центр дистанционного образования работающий на базе областного института повышения квалификации работников образования.

Муниципальный уровень
В каждом муниципальном органе управления образования один из специалистов отвечает за вопросы информатизации.
Во всех муниципальных созданы районные ресурсные центры информатизации (РРЦ), осуществляющие организационную, методическую и технологическую поддержку информатизации на районном (городском) уровне.

Школьный уровень
На начало 2010 года в 70% базовых школ области были созданы информационные центры школ, которые призваны обеспечить развитие образования через внедрение системной работы с использованием информационных технологий. К концу года такие центры будут созданы во всех 265 школах области.

Таким образом, в системе образования Псковской области создана универсальная инфраструктура, ориентированная на развитие системы образования с использованием ИКТ и процессной модели управления, доведенная до каждой школы. На основе этой инфраструктуры и одновременно с ее развитием реализуется регионально — муниципальная модель оказания государственных услуг в системе образования в электронном виде.

Внедрение свободного программного обеспечения в системе образования Псковской области.

В 2009 году в рамках реализации проекта Минобрнауки представители всех школ прошли дистанционное, а часть — очное обучение по использованию СПО в образовательной деятельности, а также по установке и настройке свободного программного обеспечения. В 2010 году обучение было продолжено. В итоге в ряде школ дистанционное обучение и последующее очное тестирование прошли несколько человек. В Псковской области был проведен межрегиональный учебный семинар по внедрению свободного программного обеспечения, в котором приняли участие представители 19 субъектов РФ. Все это позволило в 2010 году эффективно организовать работу по внедрению СПО в каждой школе региона. При проведении обучения, тестирования и последующего внедрения использовалась имеющаяся в области организационная структура информатизации. К настоящему времени в регионе опытные зоны созданы во всех общеобразовательных учреждениях.

СПО в управлении системой образования Псковской области

В Псковской области на базе свободного программного обеспечения создается и внедряется единая система управления образованием, охватывающая школьный, муниципальный и региональный уровни.
Система включает в себя:

  • региональный образовательный портал, охватывающий сайты школ и муниципальных органов управления образованием;
  • систему управления проектами и электронными документами, обеспечивающую взаимодействие субъектов системы образования Псковской области, а в ближайшей перспективе — электронный документооборот в каждом образовательном учреждении;
  • основанную на единой базе данных систему управления образованием «Открытая школа», объединяющую сведения по образовательным учреждениям, педагогам, учащимся и их достижениям, обеспечивающая на региональном уровне комплексную автоматизацию проведения ЕГЭ, государственной итоговой аттестации в 9х классах и мониторинга академических достижений учащихся с 4 по 11 классы, а также многие другие процессы в региональной системе образования;
  • региональная система дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями развития и распределенного повышения квалификации педагогов создана с использованием свободной системы дистанционного обучения Moodle, являющейся одной из наиболее популярных сегодня в мире.

В перспективе мы планируем расширить работу с одаренными школьниками за счет использования системы дистанционного обучения, созданной на базе свободного программного продукта Moodle.

Свободное и проприетарное (коммерческое) программное обеспечение

Региональная политика по вопросу обеспечения школ лицензионным программным обеспечение учитывает следующие позиции, выработанные на основе результатов ежегодного мониторинга информатизации, проводимого с участием всех школ области:

  • учащиеся должны иметь возможность работать с различными операционными системами, поскольку общее можно понять, только увидев различия; преподавание информатики должно утратить свою догматичность и ориентацию на технологии и продукты одной компании;
  • большая (более 80 процентов) часть парка компьютеров поставлялась с предустановленным лицензионным ПО в рамках федеральных, региональных и муниципальных закупок; обновление операционной системы Windows на этих компьютерах смысла не имеет;
  • к приобретаемым вновь персональным компьютерам, принтерам, сканерам, интерактивным доскам предъявляются требования совместимости с Linux и предустановки двух операционных систем;
  • большинство общеобразовательных школ практически не испытывают потребности в коммерческом программном обеспечении за исключением операционной системы Windows и антивирусных пакетов для нее, т.к. для них имеются аналогичные свободные программные продукты для Windows и Linux и программы, выполненные по государственному заказу

Проведенный анализ показал, что оптимальной является организация по итогам инвентаризации программного обеспечения в системе образования области централизованной закупки необходимого количества бессрочных лицензии на ОС Windows и антивирусные программные продукты, а также создание региональной системы управления лицензиями.

Преимущества свободного программного обеспечения и основные проблемы его внедрения

Использование свободной модель разработки программного обеспечения стимулирует развитие российской IT — отрасли, поскольку деньги, а значит и налоги остаются в России. Снижается технологическая зависимость от монопольных производителей ПО, российские разработчики получают возможность выбрать лучшие свободные решения и развивать на их основе современные локализованные продукты в России и для России, создавая продукты доступные как гражданам, так и другим разработчикам. При этом, в случае выполнения разработки в рамках государственного заказа, заказчик получает определенную независимость в вопросах дальнейшего развития переданной системы. Однако очевидно, разработчики программных продуктов на базе СПО вынуждены развиваться более динамично, во многом стараясь идти впереди рынка. Это является залогом их востребованности.
Надо понимать, что свободное ПО не является синонимом бесплатного для конечного пользователя. В ряде случаев необходима адаптация свободных решений под конкретные задачи, настройка, сопровождение, одним словом — процесс внедрения, который проецируется на конкретные условия, имеющееся оборудование и т.д. Наш опыт работы в этой области показывает, что основная часть сложностей все-таки связана с привычкой работать с определенными продуктами. Есть и некоторые объективные технические проблемы. Тем не менее, мы можем сегодня утверждать что они вполне преодолимы.

Задачи
Общие
Создание федерально — региональной инфраструктуры внедрения СПО с переносом центра тяжести на региональные центры внедрения, как наиболее эффективные структуры, способные реализовать поставленные Государством задачи. Сегодня регионы, такие как Псковская область, нуждаются в федеральной поддержке усилий по внедрению СПО. В течении 10 лет всеми нами были приложены немалые усилия на внедрение проприетарных систем в системе образования. Сейчас мы видим, что они позволят нам осуществить внедрение свободнго ПО в образовании с гораздо меньшими затратами, но все-таки такие затраты необходимы.
Развитие современных информационных систем для сферы образования на основе открытых стандартов и свободного программного обеспечения. СПО защищает инвестиции государства в разработку программных продуктов, позволяет сделать их общедоступными. Считаем необходимой разработку свободных информационных систем, обеспечивающих:

  • новый уровень управления школой и системой образования;
  • организацию образовательного процесса в школе и вне ее на современном уровне (свободные ЦОР, дистанционные курсы и т.д.);
  • доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями развития и одаренных школьников;
  • и тд.

Необходимо, на наш взгляд, включить уровень использования СПО в систему показателей оценки эффективности деятельности системы образования субъекта РФ;

Необходимо учесть использование СПО при подготовке образовательных стандартов общего образования, а также при подготовке специалистов в вузах и ссузах;

Нужна стандартизация на национальном уровне принятых международных стандартов в сфере IT, например стандарта ODF (для документов), BPMN (для описания процессов оказания государственных услуг), создание и утверждение гармонизированных национальных стандартов в сфере распределённого обучения и т.д.

Ближайшие задачи, которые мы ставим перед собой
Внедрение в Псковской области СПО в 100 процентах школ, не менее, чем на 50% компьютеров до конца 2010 года;
Внедрение в Псковской области СПО в 100 процентах школ, не менее, чем на 75% компьютеров до конца 2011 года;
Обеспечение внедрения СПО в удаленных филиалах, отделениях и структурных подразделениях ООУ, расположенных в сельской местности, в ДОУ, учреждениях СПО и ДПО.

Проект приказа: Об обеспечении использования лицензионного программного обеспечения и внедрении СПО — Регламент

Комментарии (16) к “Свободное программное обеспечение в Псковской области”

  1. Что значит в зависимости от количества компьютеров скорость интернета? У нас например в школе на 44 компьютера 128 килобит… и по моему в большинстве школ эти все 128 килобит президентские так и остались…

  2. user говорит:
    Июль 9, 2010, 8:45 пп

    Всё Алексей Владиславович красиво и правильно сказал.
    Про скорость интернета соглашусь — практически во всех школах пресловутые 128Кбит/с. И пока в приказном порядке школы не обяжут повысить скорость и не выделят под это дополнительное финансирование — интернет так и останется «для галочки».
    По поводу процентов перехода на СПО, так и тут все упирается в финансы. Будут ПК с операционкой как минимум 1Гб — будет переход на СПО, иначе будет также переход на СПО «для галочки».
    Ничего Алексей Владиславович не сказал о введении в школах штатной единицы для обслуживания парка ПК, который с каждым годом увеличивается, но доля старых ПК, требующих ремонта и сервисного обслуживания ещё велика. На сегодняшний день наоборот, в школах идет сокращение доли технического персонала, вот и не понятно кто же будет продвигать эту программу непосредственно в школах?

  3. Уважаемые коллеги! По штатным единицам в Псковской области принято решение ввести региональный «подушевой» и «покомпьютерный» 😉 норматив.

    Переход на СПО вполне возможен для относительно слабых ПК (RAM 256 — 512Kb). Нужен легкий дистрибутив с хорошей базой драйверов 😉 Кроме того, для слабых ПК отличный вариант — терминальное решение. Часть рабочих мест мы также планируем оснащать сановскими терминалами. Из недостатков — в настоящее время не работает нормально полноэкранное видео. MMF работает хорошо.

  4. lxuser говорит:
    Июль 12, 2010, 9:11 дп

    > Будут ПК с операционкой как минимум 1Гб – будет переход на СПО,

    Причинно-следственную связь покажите, plz.

  5. user говорит:
    Июль 12, 2010, 12:39 пп

    >По штатным единицам в Псковской области принято решение ввести региональный “подушевой” и “покомпьютерный” норматив.
    “Региональный” — это значит, что все рабочие места специалистов будут в Пскове?
    Речь идет о специалистах в КАЖДОЙ школе.
    Норматив этот озвучьте, пожалуйста.

    >Причинно-следственную связь покажите, plz.
    Так сами попробуйте, и все вопросы отпадут.

  6. oleg говорит:
    Июль 12, 2010, 3:31 пп

    Установил AltLinux 5 Ковчег Рабочая станция на школьные ПК с памятью 256 мГб :) Работает неплохо даже ОпенОфис, в крайнем случае есть возможность зайти удаленно (см. Меню системы) на мощный компьютер учителя (у нас он составляет 2 гГб памяти). Может вы мало выделили памяти для Swap-подкачки? Рекомендуют в 2-3 раза больше оперативной.

  7. 2Алексей Драгунов

    >Уважаемые коллеги! По штатным единицам в Псковской области >принято решение ввести региональный “подушевой” и >“покомпьютерный” 😉 норматив.

    А фактически в нашей школе с 1 сентября сокращены 2 ставки — лаборант ИКТ и зам по ИКТ. Приказ был в конце июня.
    Озвучьте, пожалуйста нормативы…

  8. user говорит:
    Июль 12, 2010, 5:24 пп

    2oleg

    Я не говорю, что на ПК с оперативкой 256Мб AltLinux не станет(PuppyRus и на 128 летает). В крайнем случае можно подобрать и более легкий дистрибутив, но ущербность такого ПК понятна и детям и учителям(впрочем как и интернет 128Кбит/с на всю школу, скачать учебные материалы просто не реально, никто не может понять зачем такой интернет) и работать на таком ПК никто не хочет, но для галочки установить можно и успешно отчитаться о выполнении процентов.

  9. lxuser говорит:
    Июль 12, 2010, 7:53 пп

    >>> Будут ПК с операционкой как минимум 1Гб – будет переход на СПО,
    >>Причинно-следственную связь покажите, plz.
    > Так сами попробуйте, и все вопросы отпадут.

    Это не вопрос. Это пожелание. Покажите причинно-следственную связь между >1Гб ОЗУ на ПК и применением СПО в школе, plz. Спасибо.

  10. user говорит:
    Июль 13, 2010, 8:13 дп

    >Это не вопрос. Это пожелание. Покажите причинно-следственную связь между >1Гб ОЗУ на ПК и применением СПО в школе, plz. Спасибо.
    Если Вам не понятны очевидные вещи, то как любят писать на линукс-форумах для новичков — «читайте маны». :)

  11. oleg говорит:
    Июль 13, 2010, 2:18 пп

    Я не знаю чему, как и на компьютерах с какой памятью учат в школах, но к нам они приходят выпускники полными «ламерами» (за малым исключением). Не могут выполнить очевидные вещи: сохранить файл, найти его после сохранения, отправить эл. почту, прикрепить файл, с алгоритмизацией вообще черная дыра неведения, более-менее могут бродить по ссылкам в броузере :)
    Помниться, когда у нас стояли Корветы с 64 килоБайтами ОЗУ(!), мы учились программировать в Экспресс-Паскале, и расчитывать в электронных таблицах SuperCalc. Как результат, выигрывали олимпиады по программирвоанию и многие поступили в ведущие вузы Сибири (ТГУ, НГУ, ТИАСУр..).
    Это говорит о «причинно-следственной связи»?
    А современная Линукс-система — это кладезь для пытливого молодого ума :)

  12. user говорит:
    Июль 13, 2010, 5:07 пп

    Если ламерами, то это очень хорошо. В основном «чайниками». :)
    Дело в том, что далеко не каждому дано заниматься программированием, а на подготовку простого пользователя ПК в школьной программе уделяется очень мало внимания. В этом можно легко убедиться посмотрев на вопросы ЕГЭ. В итоге и получается, что элементарных вещей как пользователь выпускник делать и не умеет.
    А мало-мальски современный ПК сегодня не роскошь, а необходимость для нормальной учебы и работы и тот кто этого не признает, тот, как говорится, вообще «не в теме».

    В советские времена был хороший лозунг: «Все лучшее — детям!»
    Не плохо было бы уже выстроить приоритеты не только на словах. По моим наблюдением с финансированием развития ИКТ в школах Псковской области все хуже и хуже. :(
    Если в каких-то школах это не так, пусть коллеги меня поправят.

  13. lxuser говорит:
    Июль 13, 2010, 9:00 пп

    >> Покажите причинно-следственную связь между >1Гб ОЗУ на ПК и применением СПО в школе, plz. Спасибо.

    >Если Вам не понятны очевидные вещи,

    Непонятны. Разъясните с конкретными примерами, plz.

    > на подготовку простого пользователя ПК в школьной программе уделяется очень мало внимания.

    Подготовка в школе простого пользователя ПК, мобильного телефона, стиральной машины — архиважные задачи, требующие первоочередного финансирования из федерального бюджета.

  14. user говорит:
    Июль 14, 2010, 7:33 дп

    Уважаемый(ая) lxuser!
    Приставать к людям с таким параноидальным упорством просто некрасиво. Если у Вас есть своя точка зрения на этот вопрос, просто можете тут ее изложить.
    Лично Вам я объяснять ничего не собираюсь.

  15. lxuser говорит:
    Июль 14, 2010, 7:52 дп

    >>>> Покажите причинно-следственную связь между >1Гб ОЗУ на ПК и применением СПО в школе, plz. Спасибо.

    >>>Если Вам не понятны очевидные вещи,

    >>Непонятны. Разъясните с конкретными примерами, plz.

    > Если у Вас есть своя точка зрения на этот вопрос,

    Где здесь виден вопрос? Утверждение «Будут ПК с операционкой как минимум 1Гб – будет переход на СПО,» [(с) user: Июль 9, 2010, 8:45] требует доказательств. С конкретными примерами, позволяющими независимо от утверждающего воспроизвести результат. Спасибо.

  16. Viktor говорит:
    Июль 15, 2010, 4:35 пп

    С кем можно пообщаться по поводу использования Sun Ray 2 с ОС Linux?

Оставьте комментарий